Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Выжженная земля, как в Сталинграде»: как идет импортозамещение в автопроме. От первого лица

«Выжженная земля, как в Сталинграде»: как идет импортозамещение в автопроме. От первого лица
Фото: архив 66.RU
Уральская компания SLON производила провода зажигания и демпферы для АвтоВАЗа, пока не пришли французы. Теперь французов снова нет, в стране объявлены «разворот на Восток» и тотальное «импортозамещение». Как успехи?

О старых обидах, новой бюрократии, перспективах т. н. «Москвича» и неожиданных нишах в интервью 66.RU рассказывают основатели и совладельцы «Слон-авто» Виталий Одесских и Иван Губанов.

«Выжженная земля, как в Сталинграде»: как идет импортозамещение в автопроме. От первого лица
Фото: Антон Буценко, 66.RU

— Когда мы расставались в прошлый раз, расклад был такой: на АвтоВАЗе хозяйничают французы, всех локальных поставщиков разогнали. Теперь французов нет…

— Французы ушли — и выжженная земля. Как в Сталинграде: обратно зашли — и что в первую очередь восстанавливать надо? Вокзал? Больницу? И мы тут такие: «А давайте консерваторию!» А не до консерватории пока. Думаю, на самом верху ровно такая ситуация: никто не понимает, как работать, за что браться в первую очередь без электроники, без критических компонентов.

— И завод снова пришел к вам?

— Мы к ним. В промышленности теперь новые люди, мы пришли знакомиться. Обиды свои забыли — обиды к французам были, сейчас все с нуля. Максиму Соколову (президент АвтоВАЗа, — прим. 66.RU) все равно на прошлые трения. Но работать с ними пока не работаем: идет какая-то переписка, но до контракта еще далеко.

— Откуда тогда они берут компоненты? Китай?

— Думаю, продукция японских брендов, но с китайских заводов. Ярлыки перевешиваются, как «Вкусно — и точка». И в два раза дороже.

— Я-то думал, они пришли и вас загрузили работой…

— Нет, промышленность пока осваивает новые метизы и болты… Вот по таким мелочам автопром привлекает российских производителей. Работа идет. У нас же еще не стоит задача зайти на конвейер любой ценой, нам бы по-хорошему заработать хотелось.

— В общем, переговоры тяжело идут.

— Есть проблемы с кадрами, людей не хватает. В производство французы особо никогда не лезли, управляли больше закупочными как раз делами. Сейчас идет переход с «реношной» бюрократии на свою, какие-то люди с каких-то постов ушли, какие-то остались — это все очень тормозит переговорный процесс.

«Выжженная земля, как в Сталинграде»: как идет импортозамещение в автопроме. От первого лица
Фото: Антон Буценко, 66.RU

— А другие заводы к вам не приходили за импортозамещением? «Москвич», там…

— Какое там «импортозамещение»? Шильдики клеить?

— Они же обещают Полностью Оригинальную Платформу.

*общий смех*

— Знаешь, сколько стоит платформа? Сборка — это вообще 1/10 процесса, а дальше она же тянет за собой пятое-десятое, нужна мощная кооперация разных предприятий. Когда в советское время строились, то строились сразу целыми отраслями. Тут кооперации пока не видно. Ну, и китайцы что — дадут нам делать добавленную стоимость?..

Хотя мощности есть — те же штамповочные мощности. Их в Российской Федерации построено на 3 миллиона штук. То есть на каком-то базовом уровне к локализации готовы все новые автомобильные предприятия.

— Понятно. Автопром вами и другим импортозамещением пока не заинтересован. Чем тогда вы замещаете автопром?

— Ж/д-составы, электрички. Всю литейную продукцию, что у нас была в автомобильной отрасли, мы переместили в железнодорожный сегмент («Сапсан», «Ласточки»). Там люди более гибкие, у них цепочка принятия решений короче. В той сфере же тоже были немецкие, американские производители, которые ушли. Подумать только, но железяки для подшипников колес вагонов возили из штата Висконсин. Где теперь Висконсин, а потребность осталась. Даже выросла — загруженность железных дорог растет, нужны составы.

— А с розницей как? Там теперь ни LuK, ни Bosch…

— С розницей все отлично. Это то, что нам позволило пересидеть вот это «межсезонье». И вот там в очереди стоят дилеры. Даже те, кто раньше и слышать не хотел про «российский бренд». А сейчас встречают так: «О, российский бренд? Приятно познакомиться!» Они же себе склады настроили по 70 000 «квадратов», и что там теперь — капусту квасить?