Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Красная орда: ультимативный гайд по новым китайским брендам, заполонившим российский авторынок

10 ноября 2023, 11:23
Красная орда: ультимативный гайд по новым китайским брендам, заполонившим российский авторынок
Фото: digital-продакшен JetStyle, коллаж Анна Коваленко, 66.RU
Положите в закладки — и больше никогда не спутаете Jaecoo и Jetour, а Hongqi с HiPhi.

В середине ноября’23, наверное, следует зафиксировать две вещи. Первая: год почти на исходе, новых громких анонсов не ожидаем, так что этим списком открываем парад череды подведения итогов того самого года.

Вторая вещь для фиксации: российский рынок новых легковых автомобилей плюс-минус завершил свое переформатирование. Все западное и отчасти восточное (Toyota, Nissan) с него смело, из иномарок остались только китайские автомобили. Ни Иран, ни Индия освободившиеся места занимать так и не решились. Выбор нового л/а с заводской гарантийной поддержкой и дилерским обслуживанием теперь сводится или к «Ладе»/«УАЗу», или к китайскому импорту.

Всего за 2023-й на российском рынке дебютировали порядка 78 моделей 20 новых китайских брендов, в том числе — 16 электромобилей. И это далеко не полный перечень: «серым» и всяким другим параллельным импортом в страну порой поштучно идет все что угодно.

Мы сосредоточимся на тех двух десятках новых для нас (некоторые — только отчасти новые) китайских брендов, у которых в стране есть представительство, какая-никакая дилерская сеть и полноценная поддержка пользователей. Для удобства (и исключения фаворитизма) пойдем в алфавитном порядке.

Avatr

Ни к фильму Джеймса Кэмерона, ни к одноименному аниме не имеет никакого отношения — имеет отношение к компании Changan, премиальной дочкой которого является. В активе пока две модели — 11 и 12. И такая безликость не должна смущать. Это у европейских брендов есть Лицо, Имя и История. Китайцы лепят промтовары по принципу «Изделие № 1» и «Изделие № 2 ПРО». И без конца плодят дочерние бренды. Под которыми снова выпускают китайские машины «Изделие № 1» и «Изделие № 2 ПРО МАКС».

У Avatr изделий пока аккурат 2: кроссовер и седан. Оба электрические. Первый уже спокойно продается по цене от 6,9 до 9,8 млн рублей. Все — в двухмоторном исполнении, с полным приводом и запасом хода в 700+ километров. Также переведенный «Гугл Транслейтом» официальный российский сайт обещает диво дивное: «дистанционный запуск распыления вкусных ароматов».

BAIC

Китайская госкомпания-гигант, которая работает не только в гражданском, но и оборонном секторе. На внутреннем рынке выпускают легковушки как под собственным брендом (Beijing), так и Hyundai с Mercedes.

Нам Hyundai и Mercedes не светят, в России линейка BAIC — это сравнительно компактные и по-своему недорогие китайские автомобили. Гамма включает компактный седан U5 Plus, кроссоверы X35 и X55, а также нехарактерный для китайских производителей брутальный внедорожник. BJ40. Весь модельный ряд бензиновый, сборка российская — выпуском занимается калининградский Автотор.

DongFeng

Условно новый для нас бренд. Просто, как и многие другие, он тут уже был, но раньше котировался где-то в ранге «Перхоть» и «Дно Дна», а сейчас — смотрите-ка! Вполне себе солидная элитная иномарка.

За последние два года бренд развил невиданную активность на российском рынке, присутствуя здесь как в исконном виде (под маркой DFM), так и в форме сателлитов (дочерняя Voyah, условно российский Evolute из Липецка). И активности той будет еще больше: импортер уже объявил о намерении в I квартале 2024-го вывести на наш рынок сразу восемь новых моделей (в придачу к имеющимся трем).

FAW

Тоже китайская госкорпорация, и тоже была с нами уже какое-то время, но котировалась так же, как DFM. Сейчас настало их время, но пользоваться им они почему-то не спешат. В модельной гамме в России — всего четыре модели, из них три — кроссоверы, одна — лифтбек. Почти все — с полуторалитровым турбомотором (2,0 л у флагмана Т99), все моноприводные.

Часть из этих моделей должна была локализоваться на российской почве в виде петербургской «Лады», но что-то опять пошло не так, и с середины лета там собрано только несколько сотен FAW с шильдиками Lada. Будущее — туманно.

Haima

Бренд-возвращенец с попыткой № 2. В начале «десятых» они штурмовали тогда еще крепкий и богатый российский рынок, но богатому рынку те автомобили из Китая оказались не нужны. Возвращаются 10 лет спустя уже на совсем другую почву с определенными шансами на успех.

В этот раз Haima идет к нам с кроссовером и минивэном. И если первое — полное уныние (1,6 турбо, передний привод), то с минивэном интереснее. Автомобилей с таким кузовом на рынке не то чтобы избыток, можно прогнозировать определенный интерес аудитории. Там семь мест, длинная колесная база (2,86 м) и куча вариантов трансформации салона. Продажи должны были начаться еще 20 октября, но первые партии подзадержались, сроки съехали, ждать эти китайские автомобили в России можно не раньше середины ноября.

Hongqi

Еще одно крыло FAW, которое делает премиальные автомобили и штучные машины для первых лиц Компартии и лично товарища Си. В Россию зашли по-хозяйски: с двумя седанами, SUV помельче и царь-кроссовером. Недавно к ним прибавился еще один кроссовер и минивэн, хотя на официальном сайте марки того и другого нет.

Возможно, Hongqi займут простаивающие мощности завода Mercedes. Или не займут: с этой площадкой все никак не определятся. А пора бы: без мало-мальской локализации не удастся сделать вид «российской сборки» (привет, «Москвич»). А без российской сборки номинально закрыт вход на портал госзакупок.

Jaecoo

Очередная из бесчисленных «дочек» Chery с очередным 1,6 турбо, зато в связке с редким для китайских SUV полным приводом. И было бы не о чем тут говорить, но работа такая.

Модель в линейке Jaecoo пока единственная, зато у бренда много PR-активностей. Не успев выйти на рынок, они уже стали партнером хоккейного клуба «АК Барс». А еще взяли амбассадором популярного артиста Владимира Яглыча. Его вы точно помните по ролям в фильмах и сериалах «Две судьбы 3», «Не родись красивой» и «Стендап под прикрытием».

Jetta

Еще одна «дочка» FAW, на этот раз — с немецкими корнями. Под брендом Jetta на китайском рынке продаются перелицованные и переименованные Volkswagen Polo sedan / Skoda Rapid и Skoda Karoq / Volkswagen Taos. Техника россиянам знакомая, на что напирают в коммуникации дилеры марки, прямо называя «ЭТО ТОТ ЖЕ VOLKSWAGEN, ТОЛЬКО ДРУГОЙ».

В гамме — три модели: седан, кроссовер поменьше и кроссовер побольше. Все моноприводные, все с хорошо известным 6-ступенчатым автоматом Aisin. По сегодняшним временам могут считаться бюджетными: младшие версии младшей модели начинаются до 2 миллионов рублей, старшие версии старшей не выходят за пределы 3 миллионов. Китайские авто в наши дни редко могут похвастаться таким ценовым демократизмом.

Jetour

В это трудно поверить, но надо, надо: перед нами еще одна «дочка» Chery, и это не Jaecoo, а Jetour. Там, правда, снова турбомоторы 1,5—1,6 л, привод во всех случаях передний, даже у топ-модели X90 Plus, а вся разница между моделями сводится преимущественно к габаритной длине, ширине, высоте.

Больше тут сказать нечего.

Kaiyi

Вы уже устали удивляться, но придется еще раз: Kaiyi — снова «дочка» Chery, только на этот раз а-ля бюджетная и локальной сборки. Модельный ряд состоит из одного седана и как бы двух кроссоверов.

Последнее — видимость: X3 и X3 Pro, по сути, две комплектации одной модели. Просто одна совсем плохая (атмосферник 1,5 под капотом и минимум систем безопасности), вторая не такая безнадежная (тоже 1,5 л, но уже турбо, чуть получше оснащение). Вилка цен — 2 238 000 — 2 514 900 рублей. И это, по современным меркам, еще дешевые китайские автомобили: в России многое другое в наши дни начинается с 3 миллионов, то есть 2,3—2,5 — еще по-божески.

Li Auto

Китайский стартап-производитель электромобилей и гибридов. Сколь безликих, столь и безымянных: в модельной гамме — одинаковые изделия разной длины под названиями L7, L8, L9 и One.

Все машины крупные, технологически продвинутые, нацеленные на семейную аудиторию и путешествия. На последнем сосредоточены все промоматериалы: в машинах LiAuto ездят только веселые семьи с двумя и более детьми. Они без конца путешествуют, смеются, едят и ночуют всей толпой прямо в авто. Ровно так и выглядит туризм людей, которые способны потратить 10+ миллионов на машину, да.

Livan

Китайский феникс, воспрявший на пепелище прогоревшего Lifan. Упавшее знамя подхватили Geely — совместными усилиями получился Livan для небогатых отсталых рынков.

В российской модельной гамме — три модели: кроссовер маленький, большой и седан. Примечателен разве что самый начальный из «Ливанов» — X3Pro. Это не просто самый дешевый китайский автомобиль — это едва ли не самая дешевая иномарка прямо сейчас: ценник начинается от 1,7 млн рублей. Ни BAIC, ни Kaiyi этим похвастаться не могут. Правда, за 1,7 и мириться придется с простейшим атмосферным мотором 103 силы, тесным салоном и полутора опциями.

MG

MG — что сова в «Твин-Пиксе»: не то, чем кажется. Знатоки в курсе, что Morris Garage — довольно прославленный британский бренд-классик, пионер зари автомобилестроения. От бренда того только две буквы и остались: ничего британского там нет, марка давно принадлежит китайцам, которые под ней выпускают разное.

Костяк российского модельного ряда составляют — вы очень удивитесь — седаны и кроссоверы с полуторалитровыми моторами. Также есть «электрички». В общем и целом это напоминает крепкий уровень KIA Rio и Cerato начала «десятых». Только в 2–2,5 раза дороже.

OMODA

Парад «дочек» Chery продолжает хипповая OMODA с двумя моделями: седаном и кроссовером с моторами (опа!) 1,5—1,6 л, передним или полным приводом (кроссовер C5 AWD) и спортивными нотками (седан S5 GT).

Подробнее про дебютантов можно почитать тут и тут.

Ora

Премиальная электрическая «дочка» Great Wall, который на нашем рынке представлен преимущественно другой «дочкой» — Haval. Ora из другой серии: модная-молодежная, с нетривиальным дизайном и хай-тековым салоном.

Пока что есть одна модель в двух лицах: 03 и 03 GT. Мотор — 171-сильный электрический, обещанный запас хода «до 500 км», стартовая цена — 3,9 млн рублей.

SWM

Еще один маскирующийся лицемер. На сайте SWM очень много пышных слов об итальянских корнях марки, хотя итальянского там — как в MG британского. И того нет: у MG хотя бы буквы британские, а SWM — стопроцентный новодел без истории.

Машины начали собирать на калининградском Автоторе еще весной, но до дилеров они никак не доедут — какие-то проблемы с сертификацией. Когда доедут, можно будет насладиться богатством выбора: три кроссовера (G01, G01F, G05 Pro) с полуторалитровыми турбомоторами и семиступенчатыми роботами.

TANK

Нишу ушедших «Ленд Крузеров» заняли брутальные внедорожники от «дочки» Great Wall с очень актуальным названием.

В отличие от бесчисленных и безликих кроссоверов, тут довольно серьезная начинка. У старшей модели — «500-го», — например, есть блокировка переднего и заднего дифференциалов, турбовый V6 и трансмиссия с понижающим рядом. То есть нам как бы намекают, что этот внедорожник с роскошным салоном за 6+ миллионов — идеальный выбор для путешествия за перевал Дятлова своим ходом. Опять же, очень реалистичный сценарий владения, с премиальными машинами за много миллионов так и живут.

Voyah

Премиальная «дочка» Dongfeng, сосредоточенная на выпуске электромобилей. В отличие от других «китайцев», у этих есть имена: поэтичные Free (кроссовер), Dream (минивэн) и Passion (седан).

Интереснее других минивэн Dream с абсолютно императорским интерьером на семь важных персон. Существует как в чисто электрическом виде, так и в формате подзаряжаемого гибрида. В последнем случае запас хода серьезный (750 км), а зависимость от зарядной инфраструктуры минимальная.

Wey

Еще одна «дочка» Great Wall. Для начала будет только одна модель, снова кроссовер, но хотя бы не с 1,5 турбо, а гибрид. Силовая установка выдает 295 сил, разгон до 100 — лихие 5 секунд, а средний расход за счет бензо-электрической установки заявлен на отметке 7,7 л/100 км.

По пути в Россию модель ждет ренейминг: оригинальное название Mocha почему-то превратят в унылое «05». Странно: ведь Mocha — это всего лишь кофе.

Xpeng

Один из бесчисленных китайских электрических брендов с очень креативным неймингом. В модельной гамме есть такие электроприборы, как G3i, G6, G9, P5, P7.

Цены на Xpeng’и колеблются от 2,6 млн за кроссовер G3 до 6,3 млн за большой седан P7.

Zeekr

Еще один производитель электричек, который как-то невообразимо рвет все возможные чарты. По итогам октября в России китайский электромобиль Zeekr 001 стал № 1 по продажам среди новых EV, на пятки ему наступает Zeekr X. На 6-й строчке расположился Zeekr 09.

Трудно сказать, чем они так привлекательны. Стандартный для китайского авто набор из цветомузыки диодов, выдвижных дверных ручек и огромных экранов. Запас хода приличный, но не выдающийся — 560–656 км у модели 001. Динамика внушительная (0–100 за 3,8 сек.), но тоже сложно сказать, что другие «электрички» так не умеют. Ценник 7–8 миллионов тоже типичен, другие китайские электромобили (см. выше) стоят не дешевле. Но вот поди ж ты: хит хитов и новый стандарт в классе.

Послесловие

Земляки из екатеринбургского диджитал-продакшена JetStyle свели в простую и понятную графику все богатство и разнообразие китайских седанов и кроссоверов с полуторалитровыми турбомоторами. Если сильно приблизить, то окажется, что это всё силуэты разных автомобилей.

Красная орда: ультимативный гайд по новым китайским брендам, заполонившим российский авторынок
Фото: фирмы-производителя

Графика в полном размере доступна тут. Можно рассмотреть со всеми подробностями

UPD

Когда материал уже был на полпути в корректуру, пришла новость: до конца 2023-го на российский рынок выйдет еще один суббренд Dongfeng’а — M-Hero. Это гибрид с тремя электромоторами и (внезапно) 1,5-литровым бензиновым мотором. Суммарная отдача — 816 сил. Будет и чисто электрическая версия на 1088 сил.

И, похоже, итоги года мы начали подводить рановато.

Красная орда: ультимативный гайд по новым китайским брендам, заполонившим российский авторынок
Фото: фирмы-производителя