Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В России мощно растет автопром. Он почти вернулся к значениям 1998 года

4 декабря 2023, 13:02
В России мощно растет автопром. Он почти вернулся к значениям 1998 года
Фото: фирмы-производителя
Под конец года принято подводить итоги и строить планы. Но с такими итогами о планах говорить преждевременно.

Изначально этот текст задумывался о другом: стало любопытно, как русский народ встретил новые российские автомобили с местной пропиской — Kaiyi, BAIC, SWM, «Москвич». В былые годы при крепком рынке с понятными правилами игры о своих достижениях ежемесячно отчитывались пресс-службы. Если не отчитывались, всегда можно было посмотреть данные по отгрузкам импортеров дилерам (АЕБ) или по постановке на учет («Автостат»).

У новорожденных брендов с российской пропиской пресс-службы молчат. И я не уверен, что они вообще есть: у Kaiyi, например, из контактов только «горячая линия». У BAIC — тоже. Выпускающий эти автомобили калининградский «Автотор» о продажах не отчитывается — не его дело. В выкладках АЕБ и «Автостата» нет ни Kaiyi, ни BAIC, ни SWM. Изредка о своих успехах рапортует пресс-служба «Москвича», но лучше бы не.

В России мощно растет автопром. Он почти вернулся к значениям 1998 года
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Здесь и далее за точку отсчета и сравнения берем 2019 как последний спокойный год без зомби-апокалипсисов и мятежей. Эталонный был год. Из палаты мер и весов

Всего же с момента перезапуска производства в ноябре’22 «Москвич» отгрузил 13 000 шт. продукции. Для сравнения — опять же, график выше: Renault примерно столько продавала в месяц. Там, правда, продукция была с двух заводов (Logan, Sandero — Тольятти, Arkana, Kaptur, Duster — Москва). И тем не менее.

С «Москвичом» понятно, со всеми остальными — нет. Судя по всему, продажи у Kaiyi/BAIC и иже с ними если и есть, то на уровне статистической погрешности. Зато эти поиски позволили поближе посмотреть, что вообще происходит на рынке и в индустрии. Подсчеты всегда запаздывают, а до конца года еще добрых 27 дней. Но вряд ли за это время случится что-то из ряда, что бы поменяло сложившуюся за 10–11 месяцев картину. А картина такая.

Заголовки громко извещают, что «Выпуск легковых автомобилей вырос на 58%». И если бы вот не нюанс. Действительно, октябрь’23 к октябрю’22 в автопроме — это +58,4%, или 59 000 шт., выпущенных российскими заводами. Всего же с января по октябрь импортозамещенная индустрия выдала 417 000 легковушек. Продано, судя по подсчетам Ассоциации европейского бизнеса в России, чуть больше полумиллиона — 525 831 шт. Это все вместе, включая импорт свежий и складские остатки прежних лет.

Оставшиеся месяцы должны дать и производству, и продажам еще ~100 тыс. шт. — суммарно год должны закрыть на отметке 500+ тыс. шт. по производству и 630+ тыс. шт. по продажам.

Неплохой результат. Как для Вьетнама, например (269 759 шт. с начала года). Но на фоне других восточных друзей и братьев — Индии (3,56 млн шт. с начала года) и Китая (15+ млн шт.) — это выглядит не до конца впечатляюще. Да что там: даже на фоне «дефолтного» 98-го смотрится не вполне выигрышно.

В России мощно растет автопром. Он почти вернулся к значениям 1998 года
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

При этом оптимисты из Минэкономразвития ждут «плавного роста» в следующие три года:

  • уже в 2024-м авторынок обгонит 98-й год и выйдет на отметку 1 млн 108 тыс. шт.;
  • в 2025-м рынок вырастет еще плавнее — до 1 млн 163 тыс. шт.,
  • чтобы в 2026-м плавно дорасти до 1 млн 225 тыс. шт.

Такими темпами до уровней последнего спокойного 2019-го рынок будет отрастать еще лет девять.