Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Российский автопром весь год брал новые высоты. Полная хроника успехов и побед

18 декабря 2023, 14:12
Российский автопром весь год брал новые высоты. Полная хроника успехов и побед
Фото: фирмы-производителя
Отечественная индустрия на протяжении 2023-го напряженно работала в поте лица. Старания были не напрасны.

Мощно побеждать АвтоВАЗ начал уже в феврале, когда на Niva Travel вернулась штатная медиасистема с 7-дюймовым экраном. Машина за «от 1 164 500 ₽», напомним, суть ВАЗ 2123 — второе поколение «Нивы», которое вышло на рынок в 1998 году и с тех пор с двумя рестайлингами (2009 и 2021) и тремя ренеймингами («2123», «Chevrolet Niva», «Lada Niva Travel») до сих пор в строю.

Российский автопром весь год брал новые высоты. Полная хроника успехов и побед
Фото: фирмы-производителя

Дальше победы пошли непрерывно: в марте со второй попытки было запущено производство Lada Vesta NG — рестайлинговой «Весты», которую производитель предпочитает называть «новым поколением». Первоначально машину показали в красивую дату — 22.02.22, но потом все пошло сильно не так, и масштабное серийное производство пришлось отложить еще на год — до другой красивой даты, 03.03.23.

Российский автопром весь год брал новые высоты. Полная хроника успехов и побед
Фото: фирмы-производителя

Правда, победа была неполная — первые товарные Vesta NG шли с 8-клапанным мотором 1,6 л. До возвращения в гамму более мощной 16-клапанной модификации пришлось еще подождать (до октября в «топ-версии»). Зато тогда же, в марте, в модельную гамму вернулась Niva Bronto — внедорожник повышенной проходимости с «самоблоками» в переднем и заднем мостах, главной парой с увеличенным передаточным числом и улучшенной геометрией кузова (просвет 24 см). Возвращение славное: «Нива Бронто» с вариациями на конвейере с 2009 года.

Российский автопром весь год брал новые высоты. Полная хроника успехов и побед
Фото: фирмы-производителя

Апрель принес новые свершения: в модельную гамму легковушек вернулись 16-клапанные моторы. Их пообещали как Granta, так и Vesta. Но перезапущенная «Веста» в продажу еще не пошла, а вот Granta с 16-клапанником начала вовсю продаваться. Правда, пока еще без антиблокировочной системы тормозов — ее только предстояло победить. А пока Granta ждала ABS, производитель не сидел сложа руки — продолжал по устоявшейся традиции модернизировать 46-летнюю «Ниву»: в июле она получила новые элементы шумоизоляции, новые кожухи колесных арок, обивку порогов и ковров пола.

Российский автопром весь год брал новые высоты. Полная хроника успехов и побед
Фото: фирмы-производителя

Следом настала очередь Granta: в июле на нее вернули ABS. Так, в середине 2023-го автомобиль конструкции 2011-го (Granta), сделанный на базе упрощенной конструкции 2004-го (Kalina), которая, в свою очередь, уходит корнями в «восьмерку» 1984-го, достиг подлинного величия: получил назад 16-клапанный мотор и ABS — систему, которая устанавливается на автомобили по всему миру с 1970 года.

Российский автопром весь год брал новые высоты. Полная хроника успехов и побед
Фото: фирмы-производителя

Распробовав вкус успеха, очень трудно остановиться. И вот все в том же июле АвтоВАЗ возвращает на все автомобили модуль экстренного оповещения спецслужб ЭРА-ГЛОНАСС. С весны 2022-го этот сложный компонент на российские автомобили не ставился с обязательством поставить когда-нибудь потом, когда найдется схемка. Схемка нашлась еще в августе 2022-го, но не совсем, видимо, рабочая. И 79,5 тысяч автомобилей, выпущенных с октября 2022 года по февраль 2023 года, получили недостающую кнопку только летом'23.

Российский автопром весь год брал новые высоты. Полная хроника успехов и побед
Фото: фирмы-производителя

Победы на этом и не думали кончаться: в августе АвтоВАЗ вернул автомобилям Lada агрегаты экологического стандарта «Евро-5». В 2022-м из-за нехватки компонентной базы пришлось откатывать в 1995-й, когда появился стандарт «Евро-2», но теперь жизнь наладилась: 8- и 16-клапанные моторы (выросшие из «восьмерки») снова не коптят воздух.

Российский автопром весь год брал новые высоты. Полная хроника успехов и побед
Фото: фирмы-производителя

Коронным-похоронным от АвтоВАЗа стал выпуск «заряженной» (118-сильной) Lada Granta Sport в сентябре. Городской болид с дерзкой красной прострочкой в салоне и пленкой «под карбон» впервые в истории получил кузов не только «седан», но и «лифтбек». Что выгодно отличает его от предшественника: оригинальная Granta Sport появилась еще в 2013-м, но исключительно в виде седана. Что, впрочем, понятно: лифтбек начали собирать только год спустя, но спортивную версию он получил еще только через 9 лет.

Российский автопром весь год брал новые высоты. Полная хроника успехов и побед
Фото: фирмы-производителя

Были победы и поменьше. Так, в октябре АвтоВАЗ вернул в гамму Lada Vesta черную эмаль. До этого долгое время эта привилегия была доступна только модельной линейке Granta. В декабре очередь примерки инноваций дошла до Niva Legend и Niva Travel: легендарные внедорожники 46 и 25 лет от роду вновь заимели ABS и систему снижения токсичности стандарта «Евро-5». Тогда же АвтоВАЗ добавил Niva Travel отделку кресел натуральной кожей. Впервые, между прочим, в своей истории.

Российский автопром весь год брал новые высоты. Полная хроника успехов и побед
Фото: фирмы-производителя

Уйти на каникулы без очередной победы волжский гигант не смог и под занавес года перезапустил производство Lada Largus. Пока в тестовом режиме. Оригинальный Logan MCV образца 2006, напомним, в 2012-м получил постоянную прописку в Тольятти под новым именем, на протяжении всего десятилетия непрерывно русифицировался, но оставался интеллектуальной собственностью Renault. Которое больше никто по имени не называет: в официальной коммуникации это теперь «иностранный партнер».

Российский автопром весь год брал новые высоты. Полная хроника успехов и побед
Фото: фирмы-производителя

Так вот «иностранный партнер», уходя, забрал все. Но этот тонкий юридический момент как-то удалось обойти, и теперь Largus уже в формате электромобиля все-таки будет производиться на простаивающей год с лишним площадке в Ижевске. У машины — синхронный электромотор на постоянных магнитах с отдачей 50 кВт / 67,98 л. с. (120 кВт / 163 л. с. в пике и кратковременно) и две тяговые батареи в моторном отсеке и под полом кузова на месте прежнего бензобака. Что получится — узнаем в мае 2024-го, когда стартует серийное производство.

Российский автопром весь год брал новые высоты. Полная хроника успехов и побед
Фото: фирмы-производителя

Не отставали и другие крепкие промышленники вверх по Волге — в Ульяновске. Например, в список опций вернулась блокировка заднего дифференциала (+45 000 ₽). А в декабре на UAZ Hunter (вариация 469-го «Бобика» 1972 года) вернулись оранжево-белые подфарники. До них два десятилетия подряд УАЗы ездили с бесцветными подфарниками.

Российский автопром весь год брал новые высоты. Полная хроника успехов и побед
Фото: фирмы-производителя

Вслед за АвтоВАЗом поработали в Ульяновске и над шумами: осенью «Патриот», «Пикап» и «Профи» получили демпферы рычага переключения передач и раздатки — должно стать тише и меньше вибрировать. А вот добраться до «Евро-5» в этом году УАЗу немного не удалось — планы переносятся на 2024-й. Других побед тоже придется немножко подождать: модели УАЗ снова получат подушку безопасности, но — в 2025-м.

Российский автопром весь год брал новые высоты. Полная хроника успехов и побед
Фото: фирмы-производителя

Чуть раньше должны случиться мощные успехи на внешнем фронте: в первой четверти 2024-го стартует сборка УАЗов в Гане, примерно в то же время должна стартовать сборка «Буханки», «Профи» и «Патриота» на Кубе и в Чечне. А еще УАЗ укрепляет и развивает экспорт в Боливию: до конца года планируют передать туда «не менее 100 автомобилей» для пожарных и других аварийных служб.

Российский автопром весь год брал новые высоты. Полная хроника успехов и побед
Фото: фирмы-производителя

Итого можно не без гордости констатировать, что к моменту серийного производства Tesla Cybertruck (пуленепробиваемый кузов, 0–100 за 2,8 сек., автономность 600+ км) российский автопром успешно внедрил (обратно) ABS, нормы токсичности «Евро-5», мультимедийные системы и шматы шумоизоляции моторного отсека.

То есть успешно достиг уровня мирового автопрома конца девяностых. Это называется «технологический суверенитет».

Максим Соколов, президент АО «АВТОВАЗ», на международной конференции поставщиков:

— Уверен, что вместе мы успешно пройдем через этот турбулентный период и добьемся технологического суверенитета для автомобильной отрасли России.