Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Советский инженер бесплатно отдал миру хит видеоигр. Подлинная история «Тетриса» и его создателя

3 апреля 2023, 13:23
Советский инженер бесплатно отдал миру хит видеоигр. Подлинная история «Тетриса» и его создателя
Фото: Нейрохудожник Нейрон с Microsoft Bing и Dall-E для 66.ru
Стриминги легальные (на Западе) и не очень (в России) покоряет «Тетрис»: запутанная драма об авторских правах на хит всех времён и о нелёгкой судьбе его создателя Алексея Пажитнова. Насколько фильм близок к реальности? Спойлер: очень.

История «Тетриса» — это захватывающий сюжет, в котором нашлось место и политике времён «холодной войны», и международным деловым сделкам, и спорам об авторских правах, на разрешение которых ушли годы.

… В 1984 году молодой советский инженер Алексей Пажитнов, работая в Академии наук в Москве, создал простую головоломку под названием «Тетрис». Игра состояла из падающих блоков, которые игроки должны были поворачивать и располагать таким образом, чтобы получались целые линии. Несмотря на свою простоту, игра вызывала привыкание и быстро стала популярной среди коллег Пажитнова.

Вскоре игра вышла за стены Академии и привлекла внимание Роберта Стайна, британского предпринимателя, который в то время жил в Венгрии. Стайн увидел коммерческий потенциал «Тетриса» и заключил сделку с советским правительством на лицензирование игры для распространения на Западе.

Однако Стайн не обладал эксклюзивными правами на «Тетрис», и вскоре другие компании начали выпускать свои собственные версии игры. Одной из таких компаний была Mirrorsoft, британский издатель программного обеспечения, заключивший сделку с Nintendo на выпуск «Тетриса» для популярной портативной консоли Game Boy.

Именно здесь и начался спор об авторских правах. Оказалось, что советское правительство не обеспечило должным образом права на «Тетрис» у Пажитнова, который технически являлся создателем игры. Когда Пажитнов узнал, что его игру продают без его разрешения, он, понятно, расстроился.

В 1989 году Пажитнов и его друг Хенк Роджерс создали новую компанию под названием The Tetris Company и начали вести переговоры с различными компаниями, которые производили и распространяли несанкционированные версии «Тетриса». Переговоры осложнялись тем, что советское государство находилось в процессе распада, и никто не был уверен, кто имеет юридические полномочия продавать права на игру.

В конце концов, оппоненты пришли к соглашению. Компания «Тетрис» получила эксклюзивные права на бренд «Тетрис», а все неавторизованные версии игры были изъяты из продажи.

После создания дико успешной игры «Тетрис» Алексей Пажитнов несколько лет продолжал работать в компьютерной индустрии Советского Союза. Однако в конце концов он разочаровался в ограничениях, наложенных советским правительством на инновации, и решил эмигрировать в США.

В 1991 году Пажитнов с семьей переехал в Сиэтл, США. Сегодня Пажитнов продолжает сотрудничать с The Tetris Company в качестве консультанта и советника. Он продолжает разрабатывать новые игры и инновации в области компьютерных наук и признан пионером в индустрии видеоигр. В 2021 году Пажитнов отметил 37-ю годовщину создания «Тетриса» — игры, которая стала культурной иконой и свидетельством его творческого видения и технического мастерства.

По разным оценкам, с момента выхода игры «Тетрис» в 1984 году во всем мире было продано более 500 миллионов копий. Эта цифра включает продажи на всех платформах, включая домашние компьютеры, игровые приставки и мобильные устройства.

Что касается разновидностей игры, то за прошедшие годы было создано бесчисленное множество адаптаций и версий «Тетриса». Среди самых популярных — Tetris 99, игра в стиле королевской битвы, выпущенная для Nintendo Switch в 2019 году, и Tetris Effect, визуально превосходная игра, выпущенная для PlayStation 4 в 2018 году.

Помимо этих современных адаптаций, за прошедшие годы было создано множество сиквелов, спин-оффов и неофициальных клонов «Тетриса». Однако, несмотря на многочисленные вариации игры, основная механика геймплея осталась практически неизменной, что свидетельствует о простоте и вневременной привлекательности оригинального творения Алексея Пажитнова.