Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Алексей Серебряков и «Группы смерти». Павел Матяж — о фильме «Белый список»

27 ноября 2023, 11:22
Алексей Серебряков и «Группы смерти». Павел Матяж — о фильме «Белый список»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
В российских кинотеатрах появился новый триллер Алисы Хазановой по сценарию Романа Волобуева о подростковых самоубийствах.

Наша чудесная страна давно обошла по числу подростковых самоубийств все остальные европейские государства. До 2019 года на территории РФ каждый день кончали с собой трое несовершеннолетних. Более свежие данные засекречены. Довольно долгое время неудобную статистику удавалось забалтывать и замещать в публичном пространстве чем-то менее шокирующим.

Алексей Серебряков и «Группы смерти». Павел Матяж — о фильме «Белый список»
Фото: kinopoisk.ru

Тема вышла на новый уровень после публикации в «Новой газете» статьи о «Группах смерти». В материале Галины Мурсалиевой рассказывалось о 130 подростках и их таинственных кураторах из пабликов «ВКонтакте», которые якобы провоцировали детей, подталкивая к совершению самоубийства.

Несмотря на то, что практически ничего из того, что было описано в статье, не было подтверждено документально, «группы смерти» моментально превратились в мем, стали городской легендой, страшной сказкой для тревожных мамочек, заставляющей их вырывать мобильные телефоны из рук своих детей и устанавливать родительский контроль на домашние ПК.

Алексей Серебряков и «Группы смерти». Павел Матяж — о фильме «Белый список»
Фото: kinopoisk.ru

Через пару месяцев эхо массовой истерии достигло окон кабинетов администрации президента. По статье о доведении до самоубийства стали возбуждать уголовные дела, а Госдума приняла ряд законов, ужесточающих контроль за интернетом. Эти законы действуют и прямо сейчас, заставляя редактора удалять из этой рецензии все упоминания способов совершения самоубийства, поскольку это может навести потенциальных суицидников на мрачные мысли.

Алексей Серебряков и «Группы смерти». Павел Матяж — о фильме «Белый список»
Фото: kinopoisk.ru

Алексей Серебряков и Владимир Аверьянов («Качели») играют московских следователей, которым досталось одно из первых резонансных дел о доведении до самоубийства. Они прибывают в Подольск, где покончила с собой десятиклассница Аня. И опрашивают ее мать, соседей и одноклассниц, пытаясь выяснить, кто же может быть виноват в ее смерти.

Алексей Серебряков и «Группы смерти». Павел Матяж — о фильме «Белый список»
Фото: kinopoisk.ru

Дело осложняется тем, что у погибшей вообще не было смартфона, а ее выход в интернет с домашнего ноутбука всегда осуществлялся в присутствии мамы. Повесить эту трагедию на безымянного администратора из закрытого паблика было бы очень удобно. Но затруднительно.

Алексей Серебряков и «Группы смерти». Павел Матяж — о фильме «Белый список»
Фото: kinopoisk.ru

Бывалый следак Серебряков обреченно разводит руками и допрашивает многочисленных свидетельниц только для проформы, заранее убежденный в бесперспективности расследования. Но его молодой коллега настроен менее пессимистично. Он пытается добыть информацию альтернативным способом — через постель классной руководительницы несчастной суицидницы (Евгения Крегжде — «Географ глобус пропил»).

Алексей Серебряков и «Группы смерти». Павел Матяж — о фильме «Белый список»
Фото: kinopoisk.ru

Довольно скоро обнаруживаются и новые жертвы и целый ряд подозреваемых. Но даже самые многообещающие ниточки ведут лишь к другим ниточкам. Следствие затягивается на годы, а детские трупы продолжают отвозить в морги неотомщенными.

Алексей Серебряков и «Группы смерти». Павел Матяж — о фильме «Белый список»
Фото: kinopoisk.ru

Режиссерка Алиса Хазанова и сценарист, сопродюсер и монтажер «Белого списка» Роман Волобуев не скрывают источников своего вдохновения. Если бы не цвет кожи, Алексей Серебряков прекрасно вписался бы в помятый плащ детектива Сомерсета из фильма «Семь», а борзый карьерист Аверьянов несомненно косплеит детектива Миллза, которого у Финчера сыграл молодой Брэд Питт.

Алексей Серебряков и «Группы смерти». Павел Матяж — о фильме «Белый список»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Семь», режиссер Дэвид Финчер, США, 1995 год

Пол и возраст жертв напоминают первый сезон «Настоящего детектива». Оттуда же перекочевала и запутанная структура сюжета — действие скачет между годами и городами, перемещаясь из Москвы 2016-го в Подольск 2019-го, Санкт-Петербург 2017-го и обратно. Детективы стареют, толстеют, теряют волосы и способности трезво мыслить, совсем как в «Зодиаке» или «Воспоминаниях об убийстве».

Алексей Серебряков и «Группы смерти». Павел Матяж — о фильме «Белый список»
Фото: kinopoisk.ru

Но для того, чтобы на полном серьезе сравниться с топовыми американскими или корейскими триллерами, «Белому списку» не хватает конкретного антагониста. Там, где голливудский сценарист выдумал бы коварного и вездесущего дьявола-манипулятора, программирующего девственниц на самоубийства, Волобуев и Хазанова ставят многозначительное многоточие. Получается, что виноваты все. И никто.

Алексей Серебряков и «Группы смерти». Павел Матяж — о фильме «Белый список»
Фото: kinopoisk.ru

Это можно трактовать как угодно. Почему подростки так хотят убить себя? Виноват пресловутый пубертат, скучная биология? Гормоны сводят детей с ума, сама природа очищает свои ряды от больных и не приспособленных к жизни? А может, ей помогают в этом масоны? Обывателям очень нравятся теории заговора о представителях «золотого миллиарда», которые таким образом сокращают конкурирующую популяцию.

Алексей Серебряков и «Группы смерти». Павел Матяж — о фильме «Белый список»
Фото: kinopoisk.ru

Возможно, ответ проще. В описанных в фильме группах смерти состоят только девочки, а их родители — сплошь матери-одиночки. В круг подозреваемых, напротив, входят лишь мужики разной степени омерзительности.

Несмотря на свою брутальную безысходность, сценаристскую изобретательность и крутые сумрачные референсы, «Белый список» кажется еще одним фильмом в защиту женщин, в очередной раз обвиняющим во всех грехах человечества проклятых шовинистов.

Удачного просмотра.