Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Новогодний Шаламет поет и радуется в страшном мире капитализма. Павел Матяж — о фильме «Вонка»

18 декабря 2023, 12:29
Новогодний Шаламет поет и радуется в страшном мире капитализма. Павел Матяж — о фильме «Вонка»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
На пиратских стриминговых платформах РФ уже можно посмотреть приквел «Чарли и шоколадной фабрики». Без Тима Бертона и Джонни Деппа, но с Тимоти Шаламе, а также Хью Грантом в роли умпа-лумпов.

Пока бедные-несчастные российские кинозрители смотрят «Слово пацана» в ожидании «Холопа-2», в цивилизованном мире на экраны выходит главный рождественский блокбастер 2023 года — «Вонка». Другого традиционно новогоднего кино в предстоящие длинные выходные будет немного. Не назовешь же таковым автоманьячное «Феррари» Майкла Манна, «Мятежную Луну» Зака Снайдера, которая прямо сейчас получает в панамку от критиков, или второго «Аквамена» от DC, утомившего фанатов задолго до премьеры.


Сказочный, позитивный, мажорный, наряженный в лучшие костюмы, имеющий в главной роли одного из самых сексапильных актеров поколения, да еще и музыкальный, «Вонка» лишен всех этих недостатков, так же как конкуренции и, кажется, обречен на успех. Но так ли там все безоблачно, как кажется?

Новогодняя оперетта начинается на корабле, на котором юный герой, одержимый мечтой о шоколадном бизнесе, прибывает в Америку. Хотя, может быть, и в Англию, Францию, Италию или даже Австралию. Создатели никак не уточняют этот момент, так что подойдет любой крупный город-порт на побережье.

Под лиричную, но и оптимистичную балладу Вонка сходит на берег, знакомится с городом, местными жителями, пытается продать им шоколад, но уже к третьему куплету оказывается трижды обманут и ограблен торговцами, представителями сферы услуг и полицейскими.

Все происходит так быстро, что Вилли, вероятно, не успевает понять, что полностью разорен и теперь будет вынужден ночевать на улице. Вокруг блестит рождественский снежок, но красавчик-мигрант не теряет задора, позитивного мышления и, не уставая, распевает жизнеутверждающие песенки, пока не становится жертвой по-настоящему серьезной аферы.

На этот раз он попадает в сети владелицы ночлежки (Оливия Колман — «Корона», «Фаворитка»), в подвалах которой скрывается нелегальная прачечная. Неграмотный иностранец не глядя подписывает хитроумно составленный контракт и обрекает себя на рабство и каторжные работы. Ближайшие 27 лет он проведет в подвале, стирая белье, пока не надорвется или не выплатит долг в 10 000 соверенов.

Однако Вилли и после этого не теряет присутствия духа. Вместо того, чтобы покинуть это проклятое место и бежать не оглядываясь до самой канадской границы, Вонка решает остаться и изменить мир. Он проникается участием буквально к каждому встречному и заводит друзей, даже находясь на самом социальном дне, среди таких же, как он сам, обманутых обитателей подвала. Теперь он уже не может просто бросить этих малознакомых бедолаг на произвол судьбы, чувствует свою ответственность и готов пожертвовать всем, чтобы улучшить жизнь новых друзей.

Врагов у весельчака Вилли тоже немало. Кроме хозяйки ночлежки и ее туповатого подручного есть еще начальник местной полиции (Киган-Майкл Кей — «Лего. Фильм», «Несносные боссы-2») и глава церкви (Роуэн Аткинсон — «Мистер Бин»). Оба локальных властителя коррумпированы триумвиратом шоколадных баронов. Владельцы трех крупнейших кондитерских фабрик держат весь город на сладкой игле. Большинство жителей, включая шерифа и пастора, — шокоголики, готовые на все, лишь бы получать свою ежедневную порцию сахара. А шоколадные боссы приметили дерзкого молодого кондитера и не намерены мириться с конкуренцией.

Но и это еще не все. Под покровом ночной темноты в каморку к обессилевшему от работы Вонке пробирается оранжевокожий Хью Грант полуметрового роста и крадет шоколадки. Когда-то давно, путешествуя и собирая ингредиенты для создания шоколада, Вилли сорвал несколько какао-бобов на экзотическом острове — родине умпа-лумпов. Злопамятные аборигены отправили по следу вора своего представителя, которому надлежит отыскать Вонку и взыскать с него долг в тысячекратном размере.

Трудности в драматических произведениях нужны, чтобы закалять, ну или формировать отсутствующий характер персонажей, но в случае с Вилли Вонкой это не работает. Даже оказавшись в вечном рабстве под гнетом многоуровневой системы коррупции, он не перестает улыбаться и сохранять идиотическое радушие ко всем вокруг, как какой-нибудь Форрест Гамп.

Однако ни в этом сюжете, ни в предыдущих фильмах Вилли Вонка не был слабоумным. Да, он довольно странный тип, живущий в странном мире с не до конца прописанной физикой. Люди тут могут зажигать огонь с помощью дыхания и летать по воздуху под воздействием глюкозы. Но он не дебил, а будущий владелец шоколадной фабрики. «Вонка» не просто сказка, а своего рода бизнес-стори о формировании команды, создании уникального торгового предложения, захвате рынка и борьбе с конкурентами.

Проблема в том, что опереточная условность конфликтов не дает действию развиваться в этом направлении. Да и вообще развиваться. Герой никак не реагирует на происходящие вокруг ужасы и несправедливости и сохраняет невозмутимость перед лицом любых неприятностей. Возможно, потому, что ему, так же как зрителям, не ясны законы этого мира. Как тут работает экономика, существует ли гравитация, возможна ли смерть?

Впрочем, это характерно для большинства произведений Роальда Даля и их экранизаций. Рассчитанные на детей самого нежного возраста, они не предполагают критического анализа. Так что обращать внимание на шероховатости сценария не имеет смысла. Сам Вилли Вонка когда-то так комментировал этот момент: «Конфета не обязательно должна иметь точку зрения. Потому что она конфета».

А для создателей фильма главным сладким угощением и волшебной палочкой-выручалочкой стал Тимоти Шаламе. 60-летний Джонни Депп, обвиненный (пусть и незаслуженно) в домашнем насилии, никак не мог вернуться к своей роли в настолько малышовом фильме. Посвященном к тому же детству и юности его героя. Так что красавчик Тимми, который только за последние пару лет снимался у Уэса Андерсона, Адама Маккея, Вуди Аллена, Греты Гервиг, Луки Гуаданьино, Дени Вильнёва и Кристофера Нолана, во всем его заменил.

И даже больше. Джонни Депп, несмотря на свои разносторонние таланты, так и не спел в «Чарли и шоколадной фабрике» ни одной песни, а у Шаламета неожиданно обнаружился приторно-сладкий тенор, которым он за два часа фильма практически соло намолотил на полноценную пластинку.

Элегантная сдержанность, с которой он играет Вонку, возможно, заставит взгрустнуть поклонников эксцентрического образа, созданного Джонни Деппом. А вот любители неповторимого оригинала с Джином Уайлдером, напротив, должны быть довольны. В какие-то моменты малыш-Тимоти выглядит точь-в-точь, как его давно потерянный внук.

Удачного просмотра.