Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Тарантиновский немец спасает российское кино. Павел Матяж – о фильме «Мастер и Маргарита»

26 января 2024, 13:19
Тарантиновский немец спасает российское кино. Павел Матяж – о фильме «Мастер и Маргарита»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
До отечественных кинотеатров добралась очередная многострадальная экранизация главного романа Михаила Булгакова. С Аугустом Дилем в роли Воланда.

К началу 2024 года «Мастера и Маргариту» экранизировали уже как минимум четырежды. Югославский режиссер Александр Петрович первым взял эту высоту в 1972-м, поляк Мацей Войтышко — в 198­8-м, Юрий Кара — в 199­4-м, а Владимир Бортко — в 2005-м. Театральных адаптаций было во много раз больше. Но роман по-прежнему считается проклятым — мистическим, темным, практически неэкранизируемым текстом, приносящим своим создателям сплошные убытки, разочарования, проблемы с законом и несчастья в личной жизни. Как «Божественная комедия» или «Фауст».



В 2018 году снимать проклятье собрались продюсеры «Первого канала» во главе с Константином Эрнстом. Они действовали масштабно и наверняка, выбрали режиссером удачливого московского ремесленника Николая Лебедева («Легенда №17», «Экипаж»), заключили эксклюзивный контракт с Netflix и даже вели переговоры о роли Воланда с самим Гэри Олдманом.

Тарантиновский немец спасает российское кино. Павел Матяж – о фильме «Мастер и Маргарита»
Фото: kinopoisk.ru

Но Олдман, так же как когда-то Пачино, запросил за перевоплощение в Сатану слишком большой гонорар, своего Киану Ривза в России не нашлось, а потом началась пандемия. Проект менял названия, сценаристов, режиссеров, исполнителей главных ролей и был закончен только в 2021 году. А в 2022-м его новым продюсерам пришлось забыть о контрактах с Netflix и зарубежном прокате и вспомнить о булгаковском проклятии.

Тарантиновский немец спасает российское кино. Павел Матяж – о фильме «Мастер и Маргарита»
Фото: kinopoisk.ru

Версия, которая сегодня все же добралась до больших экранов, срежиссирована Михаилом Локшиным по сценарию Романа Кантора с помощью оператора Максима Жукова. Сделана руками той же команды, которая несколько лет назад осчастливила россиян экранизацией блатной песни о любви карманника и дочери прокурора «Серебряные коньки». Ну что тут скажешь? Спасибо, что не Андреасян.

Тарантиновский немец спасает российское кино. Павел Матяж – о фильме «Мастер и Маргарита»
Фото: kinopoisk.ru

В «Мастера и Маргариту» перекочевала часть актерского цеха «Коньков». Алексей Гуськов, который играл там отца невесты, здесь получил роль барона Майзеля. Исполнитель роли главаря банды карманников Юра Борисов озвучил Бегемота. Великий князь Колокольникова превратился в Коровьева/Фагота.

Тарантиновский немец спасает российское кино. Павел Матяж – о фильме «Мастер и Маргарита»
Фото: kinopoisk.ru

Роль Мастера, довольно неожиданно, получил Евгений Цыганов, который последние лет 15 изображает в кино хороших эфэсбэшников. Его жена Юлия Снигирь, вполне ожидаемо, стала новой Маргаритой. Кроме них, тут сыграли Игорь Верник и Марат Башаров. Странно, что не позвали Машкова с Безруковым. При таком кастинге можно было оставить роль Воланда Олегу Басилашвили и расслабиться.

Тарантиновский немец спасает российское кино. Павел Матяж – о фильме «Мастер и Маргарита»
Фото: kinopoisk.ru

От проклятия «Мастера и Маргариту» парадоксальным образом спас проклятый Запад. А именно актер Аугуст Диль, который много кого играл, но запомнился миллионам ролью проницательного гестаповца в «Бесславных ублюдках». Тарантиновский немец, попавший в «Мастера и Маргариту» еще в 2018-м, когда фильм назывался «Воланд», выполнил свои обязательства в 2021-м и подарил поклонникам Булгакова лучшего дьявола в истории российского кино. Ну и подтянул, вольно или невольно, усталых и запуганных отечественных конформистов, еще оставшихся в профессии, если не до своего уровня, то куда-то повыше более-менее. Стал для всей команды «Мастера и Маргариты» секретным ингредиентом, кем-то вроде Гуса Хиддинка для российского футбола.

Тарантиновский немец спасает российское кино. Павел Матяж – о фильме «Мастер и Маргарита»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Бесславные ублюдки», режиссер Квентин Тарантино, 2009 год, США

Само присутствие Аугуста сообщило экранизации некоторую нетипичность, артхаусность, выделило ее из ряда мейнстримных новогодних блокбастеров. Инфернальная харизма Диля превратила каждую сцену с его участием в какое-то отдельное кино, мрачное, брутальное, совершенно нездешнее.

Тарантиновский немец спасает российское кино. Павел Матяж – о фильме «Мастер и Маргарита»
Фото: kinopoisk.ru

Создатели уцепились за эту возможность и расширили роль Воланда, насколько это было возможно и даже больше. Помимо сцен, основанных на тексте романа, сценаристы придумали целую дополнительную линию, третий пласт истории, в котором Диль под видом немецкого туриста приезжает в Москву 1930-х и случайно встречает выходящего из ресторана Булгакова, знакомится с советским писателем и впредь сопровождает нового приятеля, ходит с ним по театрам и светским вечеринкам, обсуждая сюжет «Мастера и Маргариты».

Тарантиновский немец спасает российское кино. Павел Матяж – о фильме «Мастер и Маргарита»
Фото: kinopoisk.ru

Впрочем, не совсем придумали. Этот прием уже использовал первый режиссер «Мастера и Маргариты» в 1970-е. Петрович тогда тоже не стал буквально, сцена за сценой, переносить роман Булгакова на экран, а смешал трагическую судьбу самого писателя с событиями книги.

Тарантиновский немец спасает российское кино. Павел Матяж – о фильме «Мастер и Маргарита»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита», режиссер Александр Петрович, 1972 год, Югославия

Цыганов тут играет и мистического Мастера, и писателя Михаила Булгакова. Юлия Снигирь — двух Маргарит, не особенно, правда, отличающихся между собой. А Диль — и путешественника из фашистской Германии, изучающего столицу и москвичей, и самого Князя Тьмы, прибывшего в Москву, чтобы восстановить справедливость и отомстить обидчикам писателя Михаила Булгакова.

Тарантиновский немец спасает российское кино. Павел Матяж – о фильме «Мастер и Маргарита»
Фото: kinopoisk.ru

Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри остались частью сюжета. Их даже играют датские и голландские актеры, которые говорят на латыни почти так же круто, как римляне из «Страстей Христовых» Мэла Гибсона. Но библейские эпизоды сокращены до минимума. Московских продюсеров явно больше интересует собственная история, сталинские репрессии, парады, демонстрации и противостояние дьявола и НКВД.

Тарантиновский немец спасает российское кино. Павел Матяж – о фильме «Мастер и Маргарита»
Фото: kinopoisk.ru

Благодаря дополнительной сюжетной линии булгаковская и без того махровая антисоветчина тут оказалась умножена на два. Зверства цензуры, запреты, отмены, товарищеские суды, кровавые энкавэдэшные застенки и карательная психиатрия касаются сначала фантазийного Мастера, а потом проезжаются и по автору текста.

Тарантиновский немец спасает российское кино. Павел Матяж – о фильме «Мастер и Маргарита»
Фото: kinopoisk.ru

Вот это поворот. Посадить Булгакова в СИЗО и подвергнуть принудительному лечению в психушке еще никто не решался. Особенно смело это выглядит в 2024 году, когда история тоже отправилась на второй круг и щедрой рукой снабжает новостные ленты отменами, арестами и «голыми» вечеринками.

Тарантиновский немец спасает российское кино. Павел Матяж – о фильме «Мастер и Маргарита»
Фото: kinopoisk.ru

Новую экранизацию «Мастера и Маргариты» не назовешь аккуратной, подробной или хотя бы близкой к тексту. Но в ней определенно есть кураж, некоторая безбашенность, на которую в свое время не отважился сам Михаил Афанасьевич, писавший роман в стол, находясь в глубоком подполье, не надеясь на публикацию, не решаясь читать его даже самым близким друзьям. Поэтому сегодня он бы одобрил, конечно. Ведь самым страшным из пороков Булгаков считал трусость.

Удачного просмотра.