Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Почему массовая забастовка работников Wildberries не состоялась. Версии сотрудников

Почему массовая забастовка работников Wildberries не состоялась. Версии сотрудников
Фото: Кирилл Смоленцев, 66.RU
15 марта сотрудники Wildberries со всей России планировали провести массовую забастовку против новой системы штрафов, которые серьезно влияют на зарплаты. Они намеревались закрыть все пункты выдачи товаров. В соцсетях и телеграм-каналах распространяется информация о том, что некоторые точки Wildberries в российских городах действительно не открылись, но большая их часть все же работает. Почему произошел конфликт, что о нем думают сотрудники, представители самой компании и Роспотребнадзор — в материале 66.RU.

Предпосылками к забастовке сотрудников стали нововведения компании. Собственники пунктов выдачи недовольны новыми условиями оферты — с 3 марта Wildberries списывает с них деньги, если в пункт от продавца пришел не тот товар или бракованный. На балансе многих пунктов вследствие этого образовались минусовые суммы, из-за чего их руководство просто не может выплатить зарплату сотрудникам.

Всего в Екатеринбурге, согласно данным 2GIS, 319 филиалов Wildberries. Корреспондент 66.RU проверил семь случайных пунктов выдачи товаров — все они сегодня открылись строго по графику. Сотрудники компании выразили свое мнение о саботаже и провале массового протеста. В первую очередь стоит сказать, что большинство из них отказались общаться с журналистом, ссылаясь на наличие камер в филиалах, а если и отвечали на вопросы, то анонимно. Одна из работниц намекнула, что им запретили разговаривать с представителями СМИ.

«Многое будет зависеть от работы грузчиков. С них, как я поняла, деньги за брак не берут. Надеюсь, сейчас они и люди на складах будут ответственнее относиться», — сказала она.

Почему массовая забастовка работников Wildberries не состоялась. Версии сотрудников
Фото: Кирилл Смоленцев 66.RU

«Не знаю, насколько массовый характер принимает эта забастовка, но в чатах обсуждают, конечно. Я видел. На самом деле вышли сотрудники, потому что с сотрудников, которые выдают на пунктах, штрафов не берут. Изымают с менеджеров из-за новой системы штрафов, в минус уходят, если товар поврежденный пришел с разгрузки. Изымают дофига. Но с нами они это не обсуждают», — рассказал работник еще одного пункта.

Другой сотрудник также подтвердил, что пока новые правила компании не влияют на рядовых работников. Они касаются только менеджеров, и они, по его словам, конечно, «в шоке».

Почему массовая забастовка работников Wildberries не состоялась. Версии сотрудников
Фото: Кирилл Смоленцев 66.RU

«Сегодня я еще не видел его [руководителя], но вот последние недели видно, что ходил задумчивый. Можно представить и понять, насколько это несправедливо. Как я понял, работаем, пока можем работать. Или пока штрафов не накидают настолько, что терпение лопнет», — говорит работник еще одного филиала.

Судя по большинству ответов, сотрудники пунктов выдачи вышли на работу именно по причине того, что из их зарплаты штрафы пока не берутся.

Почему массовая забастовка работников Wildberries не состоялась. Версии сотрудников
Фото: Кирилл Смоленцев 66.RU

В пресс-службе Wildberries в ответ на запрос 66.RU сообщили, что информация о забастовке не соответствует действительности.

«Информация о закрытии пунктов выдачи и уж тем более о «забастовках» не соответствует действительности. Пункты самовывоза продолжают работу в стандартном режиме», — заявили в пресс-службе компании.

Также в Wildberries сообщили, что 14 марта в офис компании пришли 10–15 человек «в сопровождении «желтых телеграм-каналов», которые назвали себя «представителями партнерских пунктов выдачи». Они отказались представиться, поэтому в компании не уверены, что это действительно были их партнеры. Визитеры выразили недовольство усилением мер безопасности из-за подмен товаров.

«Это остается актуальной проблемой, и в первую очередь для предпринимателей — продавцов товаров. К сожалению, некоторые недобросовестные покупатели или менеджеры пунктов выдачи заказов могут подменять товары — например, на дешевые аналоги или товары без маркировки. Чтобы этого не происходило, менеджеры пунктов выдачи при возврате товара должны их проверять. Поэтому мы ввели дополнительную защиту наших продавцов от подмен. Ожидаем, что благодаря этим мерам доля мошенничеств снизится в несколько раз», — рассказали в компании.

Почему массовая забастовка работников Wildberries не состоялась. Версии сотрудников
Фото: Кирилл Смоленцев 66.RU

Все маркетплейсы, за исключением AliExpress, называют 2022 год удачным. Связано это с санкциями и уходом западных компаний. Именно на маркетплейсах находят товары, завезенные по «параллельному импорту», или распродают остатки импортных продуктов, как, например, делает «Яндекс.Маркет» с товарами IKEA. Согласно рейтингу Forbes, в 2022 году компания Wildberries заработала 9,8 млрд долларов (в 2022-м — 7,6 млрд долларов).

Из-за роста популярности онлайн-продаж выросло и количество брака, а также контрафактной продукции. Это замечают эксперты и ведомства. Сейчас на базе Общественного совета при Роспотребнадзоре обсуждают введение новых правил в отношении маркетплейсов — их обяжут контролировать работу продавцов и проверять подлинность товаров, которые они допускают на свои площадки, до момента начала продаж потребителям.

В начале 2023 года представители «Общественной потребительской инициативы» провели мониторинг 450 продавцов на крупнейших площадках России. Выяснилось, что доля нелегальных торговцев обувью на Wildberries достигла 47%, парфюмерии — 66%, воды — 58%. На Ozon показатель варьируется в диапазоне 8–13%, на «Яндекс Маркете» — 4–7%.

Почему массовая забастовка работников Wildberries не состоялась. Версии сотрудников
Фото: Кирилл Смоленцев 66.RU

Ситуацию осложняет уход иностранных правообладателей из России — до этого они самостоятельно контролировали продавцов и пресекали продажи контрафакта. К негативным факторам можно отнести и мораторий на госпроверки — работу надзорных органов ограничили.
В Минпромторге поддержали инициативу по проверкам товаров со стороны маркетплейсов. Допускается, что проверять товары будут с помощью системы маркировки «Честный знак», где есть информация о продавцах, которые прошли обязательную регистрацию, а также о самой продукции.

Начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Свердловской области Татьяна Шулешова рассказала сегодня на пресс-конференции в «Интерфакс», что, несмотря на забастовки, проблемы между маркетплейсом и продавцом, потребитель обязан по закону получить все товары в срок. Она допустила, что конфликтная история, в которой оказался Wildberries, урегулируется.

«В любом случае за доставку отвечают агрегатор и продавец. Если товар не доставлен в срок, то претензии стоит предъявлять не только продавцу, но и агрегатору», — заявила Шулешова.

Почему массовая забастовка работников Wildberries не состоялась. Версии сотрудников
Фото: Кирилл Смоленцев 66.RU