Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Больше 99% поездок – без инцидентов». Whoosh ответил на 10 главных вопросов о кикшеринге в Екатеринбурге

«Больше 99% поездок – без инцидентов». Whoosh ответил на 10 главных вопросов о кикшеринге в Екатеринбурге
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Государственная дума планирует еще больше ужесточить правила использования электрических самокатов на улицах российских городов. Депутаты утверждают, что принятые ранее меры, связанные в том числе с искусственным ограничением скорости самокатов, не снизили число ДТП с участием их пользователей. Сейчас парламентарии призывают вообще запретить движение самокатов по тротуарам. Что об этом думают кикшеринговые компании и как работают над повышением безопасности своих клиентов, а также других участников дорожного движения, 66.RU рассказал официальный представитель сервиса Whoosh Денис Балакирев.

— В Госдуме предлагают запретить электросамокаты на пешеходных улицах. Как в Whoosh относятся к такой инициативе? Поможет ли это, по вашему мнению, сократить число аварий с участием электросамокатов?

— Вопрос ограничения движения на самокатах по определенным улицам касается, скорее, комфорта горожан, а не безопасности. И мы, конечно же, уделяем много внимания тому, чтобы самокаты были удобны для всех, в том числе и для тех, кто на них не ездит. Мы самостоятельно вводим зоны автоматического снижения скорости и зоны запрета проезда там, где объективно нет условий для комфортного передвижения на самокате. То есть мы за то, чтобы рассматривать каждую локацию отдельно и в случае необходимости вводить ограничения. Если улица широкая и на ней достаточно места и для пешеходов, и для самокатов, то кажется не очень продуктивным закрывать ее.

Для дальнейшего повышения безопасности необходимо продолжать следить за соблюдением правил и принимать меры в случае их нарушения. Все необходимые инструменты для этого есть уже сейчас.

— Как технически устроен процесс создания зон, запрещенных для самокатов? Кто подает заявки об этом? Могут ли жители города сами направить заявку с просьбой создать такую зону, например, у себя во дворе?

— Мы сами определяем места по данным нашей статистики: там, где больше столкновений, там, где скорость регулярно резко меняется, и т. д.

Плюс, получаем информацию от мэрии и ГИБДД. Конечно же, и каждый житель города может обратиться в сервис с предложением. Если мы увидим, что в этой зоне объективно неподходящие условия для самокатов и при этом есть регулярный трафик, мы введем там ограничения.

— Кроме того, в Госдуме предлагают ввести скоростное ограничение — максимальная скорость, до которой смогут разгоняться самокаты, составит 15 км/час. Рассматриваете ли вы такую возможность? Почему, когда вы только запускались, приняли решение установить предел скорости на уровне 25 км/ч?

— Самокаты сейчас — это городской транспорт в Екатеринбурге. Их арендуют, чтобы доехать по делам, решить ежедневные бытовые вопросы. Для того чтобы этот сценарий продолжал работать, надо, чтобы средняя скорость передвижения на самокате оставалась выше пешеходной или скорости автомобиля в пробке.

25 км/ч позволяют это сделать. При этом такая скорость развивается только на отдельных свободных участках и далеко не в каждой поездке.

— Можно ли посчитать, какова средняя скорость движения в Екатеринбурге на самокатах Whoosh?

— Средняя скорость передвижения на самокате по Екатеринбургу — 10–12 км/ч. Если снизить максимальную до 15, то средняя будет в районе 5 км/ч. Это непродуктивно, плюс на такой скорости сложнее держать равновесие.

— Электросамокаты вызывают много дискуссий и негатива со стороны жителей города (по крайней мере, об этом можно говорить в Екатеринбурге). Самокатчики мешают пешеходам, так как тротуары не приспособлены и не имеют выделенной признанной полосы для движения. И на проезжей части тоже. Можно попасть в ситуацию, когда водитель едет ночью по городу, а в левом ряду едет самокатчик на кикшеринговом устройстве — это риск для них обоих. Вы штрафуете пользователей, которые нарушают ПДД?

— На самом деле более 99% всех поездок на самокатах нашего сервиса происходит без каких-либо инцидентов, в штатном режиме. Но такие поездки незаметны. В отличие от тех, которые приводят к каким-либо негативным последствиям. Их меньше одной сотой процента, но они очень широко освещаются в медиа, поэтому создается обманчивое впечатление.

Но это не значит, что следить за соблюдением правил не надо. Мы очень внимательно следим за соблюдением правил и при необходимости применяем штрафы, блокируем аккаунты. Чаще всего — за поездки вдвоем на одном самокате, за поездки несовершеннолетних и за оставление самоката в местах, где он мешает другим горожанам.

При этом штрафы за нарушение ПДД выписывают и сотрудники Госавтоинспекции.

— Для того чтобы снизить градус общественной дискуссии на тему самокатов, какие меры, на ваш взгляд, нужно предпринять?

— Нужно продолжать рассказывать о правилах и следить за их соблюдением. Большинство нарушителей не знают о правилах и об ответственности, к сожалению. Надо продолжать совместную с ГИБДД работу по пропаганде безопасного вождения.

— По опыту, не кажется ли вам, что в городах сначала нужно создавать инфраструктуру (парковки и дорожки) для самокатов, а потом непосредственно заводить самокаты в новый город?

— Как показывает мировой опыт, это нереалистичный сценарий. Спрос рождает предложение. Если у города нет востребованности в велоинфраструктуре, никто не будет ее обустраивать заранее.

Более того, сейчас опыт работы в Екатеринбурге дает четкое понимание, где именно нужны велодорожки. Преимущественно это новые и окраинные районы, а не центр или парки.
Улучшать велоинфраструктуру надо. Если пешеходный и самокатный трафики не пересекаются, вероятность возникновения негатива сводится к минимуму.

Но важно и то, о чем мы говорили раньше: надо пропагандировать ПДД и следить за их соблюдением.

Пример разметки для дорожки под электросамокаты, который опробовали еще в 2021 году

— Один из важных вопросов безопасности на электросамокате связан с тем, что пользователи зачастую катаются на них по двое и даже трое-четверо. Как технически сделать так, чтобы самокат сам контролировал, сколько пассажиров на нем едет, и блокировался, если на нем поедут больше одного человека? Насколько я понимаю, сделать это с помощью контроля веса не получится.

— Конечно, речь идет не о контроле веса. Самокат анализирует массив данных (центры тяжести, время ускорения, маневренность и так далее). При совпадении ряда параметров определяется нарушение. Эта технология находится на финальном этапе тестирования, уже скоро мы внедрим ее в систему.

— Как вы видите дальнейшее развитие кикшеринга в стране?

— Мы с оптимизмом смотрим в будущее. Есть технические возможности, есть ПДД, есть рост культуры вождения и развитие инфраструктуры. Самокаты очевидно удобны и полезны городу, просто надо соблюдать правила.

Мы следим за всеми новинками, но сейчас по удобству и доступности с самокатом сложно соперничать.

Мы также предлагаем электровелосипеды в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. Смотрим за востребованностью и будем масштабировать по городам дальше. Это дополнительная возможность отказаться от автомобиля, сделать дороги свободнее, а воздух чище. Если на самокате большинство поездок совершается на 3–5 км, то у велосипеда средний маршрут дольше — более 7 км. В зависимости от дальности поездки можно выбрать более удобный транспорт.

— Не планируется ли создание каких-то зимних альтернатив?

«Больше 99% поездок – без инцидентов». Whoosh ответил на 10 главных вопросов о кикшеринге в Екатеринбурге
Фото: Ника Кричевцова для 66.RU

— Главная сложность зимой — не температура, как можно подумать, а снег и гололедица на улицах городов. Если получится решить этот вопрос, мы найдем и зимнюю альтернативу. В любом случае мы следим за всеми новинками, которые позволят сделать перемещение по Екатеринбургу еще более удобным и доступным для большого числа горожан.