Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Претензии на букву «ж». Как и за что в России запрещают кино

28 декабря 2023, 18:00
Претензии на букву «ж». Как и за что в России запрещают кино
Фото: Игорь Черепанов для 66.RU
Александр Сокуров заявил, что снимать кино в России больше не может — его фильм «Сказка» запретили показывать в кинотеатрах. По словам режиссера, прокатные удостоверения превратились в инструмент цензуры. Искать крамолу чиновникам Минкультуры помогают добровольцы из общественных движений. А запрещать фильмы — загадочный подпункт «ж» правил регулирования кинопроката. То же самое много лет назад происходило с голливудскими фильмами — одни проиграли, другие выиграли, но до экранов добрались все.

Коллеги Сокурова по «КиноСоюзу», объединяющему профессиональные организации кинематографистов, предлагают отменить прокатные удостоверения и ввести уведомительный порядок регистрации фильмов. По их мнению, запретить прокат фильма может только суд.

Лозунг текущего момента — не ограничивайте права зрителей, они сами разберутся, что стоит смотреть, а что нет.

В Минкультуры с этим не согласны.

I. Причины официальные и неофициальные

По закону министерство может отказать в прокатном удостоверении, если обнаружит в фильме:

  • оправдание терроризма и экстремизма;
  • инструкцию, как изготовить наркотические (психотропные) средства;
  • пропаганду порнографии;
  • пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, педофилии или смены пола;
  • пропаганду жестокости и насилия;
  • скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей;
  • нецензурную брань (только для кинотеатров).

Если ни один из вариантов не подходит, чиновники ссылаются на подпункт «ж» пункта 18 Правил с формулировкой «в иных определенных федеральными законами случаях». Иногда выданное удостоверение отзывают со словами: «при показе выявлены материалы, запрещенные российским законодательством».

Бывает еще, что удостоверение выдали, а в кинотеатрах фильм не показывают. Так получилось, например, с фэнтези о параллельном 1938 годе «Капитан Волконогов бежал», снятом частично на деньги Минкультуры.

Говорят, у картины не было прокатных перспектив.

За культуру речи

Претензии на букву «ж». Как и за что в России запрещают кино
Фото: kinopoisk.ru, Игорь Черепанов для 66.RU

Мат в кино запретили в 2014 году. Когда это случилось, Андрею Звягинцеву пришлось переозвучить фильм «Левиафан», Валерии Гай-Германике — картину «Ты и ты». Годом позже на фестивале «Кинотавр» Василий Сигарев успел показать комедию «Страна ОЗ» без цензуры, но в прокат запустили адаптированную версию.

Труднее всего пришлось Наталье Мещаниновой с картиной «Комбинат «Надежда», действие которой происходит в Норильске. «Мата здесь действительно много, и поначалу это действительно шокирует, потому что он обрушивается на зрителя с первых секунд и в высокой концентрации. Но к этому быстро привыкаешь, — писал журнал «Искусство кино». — Просто это такой естественный язык, и все русскоговорящие, даже самые пречистые пуристы, его понимают».

Фильм сразу снимали в двух вариантах — с матом и без. Какими словами заменить нецензурную брань, актеры решали сами. Сначала Мещанинова заявила, что выпустит в прокат версию без мата, но, посмотрев отснятые дубли, отказалась от своего замысла.

В кинотеатрах картину не показывали.

Порнография: отрезать и замазать

Претензии на букву «ж». Как и за что в России запрещают кино
Фото: kinopoisk.ru, Игорь Черепанов для 66.RU

Обвинения в порнографии стоили прокатного удостоверения четырем частям экспериментального проекта «ДАУ» Ильи Хржановского, поставленного по мемуарам вдовы физика Льва Ландау на деньги иностранных инвесторов. Из 700 часов отснятого материала режиссер выкроил 13 фильмов. В России собирались показать 10. Лентам «Дау. Наташа», «Дау. Нора Сын», «Дау. Саша Валера» и «Дау. Новый человек» не повезло. Хржановский предлагал Мединскому собрать экспертную комиссию, которая правильно расставит акценты. Министр ответил: «Показ подобного рода продукции широким экраном не предусмотрен».

Фильму «Неудачный трах, или Сумасшедшее порно» (победитель Берлинского фестиваля) — копродукции европейских стран, снятой румынским режиссером Раду Жуде, — повезло больше. Чтобы картину выпустили в прокат, режиссер согласился подретушировать сексуальные сцены, имитирующие порно, и изменить название на «Безумное кино для взрослых».

Прокатчик картины Гаспара Ноэ «Любовь» тоже обещал вырезать или заретушировать кадры с половыми органами, но Минкультуры на это не согласилось. «Я не могу найти слов, передающих мои эмоции после просмотра этого фильма», — заявил министр культуры Владимир Мединский (газеты написали: «Мединский лишился дара речи»).

В прокатном удостоверении фильму отказали из-за «многочисленных сцен порнографического характера».

Фальсификаторов ловят за руку

Претензии на букву «ж». Как и за что в России запрещают кино
Фото: kinopoisk.ru, Игорь Черепанов для 66.RU

Картину «Номер 44», где Том Харди в роли разжалованного майора госбезопасности в 1953 году ищет серийного убийцу детей, сняли с проката за день до премьеры. После предварительного просмотра Мединский заявил, что такие фильмы показывать в кинотеатрах нельзя. По словам министра, режиссер изобразил Россию как «Мордор, с физически и морально неполноценными недочеловеками, орками и упырями» («Орк здесь неуместен» — отозвался «КоммерсантЪ»). Критики оценили фильм невысоко — от 20 до 50 баллов из 100. Кинопрокатчику «Централ Партнершип» пришлось отозвать заявку на прокатное удостоверение — вложенные в дубляж и рекламу деньги компания потеряла.

Официальное мнение, впрочем, разделили не все. «Комсомольская правда» написала: лучше смотреть такое кино, чем патриотические агитки, которые в России снимают к годовщине исторических событий. В случае с «Номером 44» дело было как раз в юбилейной дате — в Минкультуры решили, что «прокат подобного рода фильмов в преддверии 70-летия Победы недопустим».

Похожая история вышла с комедией «Смерть Сталина», где события тоже происходят в 1953 году. Выданное уже прокатное удостоверение отозвали за два дня до премьеры — картину собирались показывать в 75-ю годовщину Сталинградской битвы. На этот раз кино не понравилось юристам Минкультуры. «Фильм сделан, чтобы извратить прошлое нашей страны, — написали они, — чтобы период жизни советских людей в 1950-е годы вызывал только ужас и отвращение». После повторного просмотра в министерстве деятели культуры во главе с Никитой Михалковым назвали картину «плевком в лицо» участникам войны. Против «Смерти Сталина» выступили коммунисты и справедливороссы.

Российские критики поставили фильму 80–100 баллов из 100.

Как искали ЛГБТ*

Претензии на букву «ж». Как и за что в России запрещают кино
Фото: kinopoisk.ru, Игорь Черепанов для 66.RU

В марте 2023 года Минкультуры отозвало прокатное удостоверение у роад-муви «Купе номер шесть» режиссера Юхо Куосманена — копродукции России, Германии, Финляндии и Эстонии. На съемки фильма Минкультуры РФ выделило безвозвратную ссуду. В 2021 году картина получила Гран-при Каннского фестиваля. После двух лет проката в России активисты группы «Гражданское общество» сообщили в полицию и Роскомнадзор, что фильм «содержит гомоэротичные сцены и пропагандирует лесбиянство». Спорить с ними чиновники Минкультуры не стали, возможно, решили, что все желающие успели посмотреть «Купе номер шесть» на большом экране.

Наверное, из тех же соображений в кинотеатры не пустили якутскую комедию «Кандидат», где главный персонаж переодевается в женщину по имени Зина. Официальных комментариев о причинах запрета в Минкультуры не дали. В Якутии фильм стали прокатывать так же, как и недоступное западное кино, в других регионах картину никто не видел.

Образцовое националистическое кино

Претензии на букву «ж». Как и за что в России запрещают кино
Фото: kinopoisk.ru, Игорь Черепанов для 66.RU

Прежде чем Роскомнадзор запретил еще один якутский фильм, «Айта», за информацию, «противоречащую принципам единства народов России», картина участвовала в фестивалях и собрала в прокате 24,6 млн рублей. По сюжету жители якутской деревни хотят расправиться с русским полицейским, полагая, что он причастен к попытке самоубийства местной девушки. После претензий надзорного органа Минкультуры отозвало прокатное удостоверение. По словам министра Ольги Любимовой, ведомство отреагировало на негативную реакцию зрителей, смотревших фильм на онлайн-платформах. Глава Совета при президенте России по межнациональным отношениям Александр Дюков назвал фильм «Айта» «образцовым примером националистического кино». «Основной посыл фильма простой: русский полицейский Афоня — причина конфликта, раздражитель, не потому, что он преступник, а потому, что он чужой, — написал Дюков в одном из мессенджеров. — Не было бы русского — не было бы конфликта, между собой якуты договорились бы».

Глава Якутии Айсен Николаев и якутский парламент с ним не согласились и призвали дать экспертную оценку фильмам «Кандидат» и «Айта». По словам Николаева, оба режиссера — патриоты и не способны снимать кино о национализме и нетрадиционных ценностях.

Нельзя обидеть Иран

Претензии на букву «ж». Как и за что в России запрещают кино
Фото: kinopoisk.ru, Игорь Черепанов для 66.RU

Больше всего вопросов у широкой публики вызвал отзыв прокатного удостоверения у иранского фильма «Убийца «Священный паук» о религиозном фанатике, жертвами которого были проститутки. По сюжету искать серийного убийцу приходится не полицейским, а женщине-журналисту (на Каннском фестивале в 2022 году актрисе Заре Амир Эбрахими присудили приз за лучшую женскую роль). Критики написали: «режиссер Али Аббаси препарирует язвы современного иранского общества».

Официально представитель Минкультуры заявил, что в картине выявили информацию, запрещенную в России. О чем идет речь, он не уточнил. По одной из версий, чиновники просто решили не показывать в негативном свете Иран, с которым Россия продолжает налаживать отношения.

На букву «ж»

Претензии на букву «ж». Как и за что в России запрещают кино
Фото: kinopoisk.ru, Игорь Черепанов для 66.RU

Последний раз подпункт «ж» — «в иных определенных федеральными законами случаях» — применили к фильму «Сказка» Сокурова, где главные персонажи — Сталин, Гитлер, Муссолини и Черчилль — бродят по чистилищу в надежде, что им откроют врата рая. На вопрос Гитлера «Почему мы вовремя не поделили мир?» Сталин отвечает: «Мне нужен весь мир, а не половина».

Черно-белая картина, составленная из фрагментов кинохроники, вряд ли собрала бы большую аудиторию в кинотеатрах, но Минкультуры решило не показывать фильм никому.

Годом раньше ведомство не нашло точной формулировки для отказа фильму Пола Верховена «Искушение» о монахине XVII века, которую уличили в лесбийских наклонностях и лишили сана. Критик Антон Долин (объявлен Минюстом иноагентом) писал: «Все, чего вы ждали, в этом фильме есть. Много очень красивых и совершенно голых женщин, непристойные эротические сцены, масса кощунств, богохульств и еретических идей, щедро приправленных чернейшим юмором». Выданное уже прокатное удостоверение Минкультуры отозвало после жалобы руководителя православного движения «Сорок сороков» Андрея Кормухина. Тот объяснил — фильм Верховена противоречит Конституции и стратегии национальной безопасности России. Чиновника, разрешившего прокат «Искушения», уволили за халатность. Лицензию отозвали, сославшись на подпункт «ж», устно объяснили — в фильме есть провокационная сцена, которая расценивается как нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных объединениях.

О какой сцене идет речь, уточнять не стали.

Инициатива снизу

Претензии на букву «ж». Как и за что в России запрещают кино
Фото: kinopoisk.ru, Игорь Черепанов для 66.RU

Самый громкий скандал в российском кино вызвал фильм Алексея Учителя «Матильда» о романе Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Оппоненты говорили, что картина искажает исторические факты, оскорбляет чувства верующих и ниспровергает семейные ценности. Запрета картины добивались общественные и религиозные организации. Более 100 тысяч подписей протестующих собрала депутат Государственной думы Наталья Поклонская. По ее запросам прокуратура изучала сценарий фильма и информацию о сомнительных схемах финансирования съемок. Нарушений закона прокуроры не нашли. После слов президента Путина, что режиссер Алексей Учитель — настоящий патриот, министр культуры Владимир Мединский заявил, что оснований для отзыва прокатного удостоверения нет. Накануне премьеры организация «Христианское государство — Святая Русь» рассылала директорам кинотеатров требования отказаться от проката. В Санкт-Петербурге неизвестные бросили бутылки с зажигательной смесью в студию Учителя «Рок», в Екатеринбурге входную группу кинотеатра «Космос» протаранил автомобиль, груженный газовыми баллонами и бочками с бензином. Управлявший им житель Ирбита поджег фойе коктейлем Молотова.

Ажиотаж вокруг съемок не помог фильму заработать. За девять недель проката в 1366 кинотеатрах картина собрала 45% суммы, потраченной на производство. В среднем критики поставили ей 47 баллов из 100.

II. Все уже придумано до нас

«Общество добродетельных католиков», «Нравственное большинство», «Крестовый поход в защиту Христа» и другие общественные/религиозные организации в Америке, появившиеся задолго до российских оппонентов «Матильды», использовали те же приемы, чтобы заставить голливудские студии отказаться от своих планов. После длительной борьбы фильмы все-таки добирались до экрана, иногда даже без потерь, и становились событиями в мировом кино.

«Лолита» в неудачное время

Претензии на букву «ж». Как и за что в России запрещают кино
Фото: kinopoisk.ru, Игорь Черепанов для 66.RU

Фильм «Лолита» (1962 год, сценарий написал автор романа) зрители могли не увидеть — картину требовало запретить «Общество добродетельных католиков», с которым считались все голливудские студии. После долгих переговоров с представителями этой организации режиссеру Стэнли Кубрику пришлось идти на уступки. Идею поженить Гумберта и Лолиту он отверг, но согласился переделать несколько эпизодов. Фильм выпустили в прокат с правками и ограничением «для лиц до 18 лет только в сопровождении взрослых».

Другую экранизацию «Лолиты» режиссер Эдриан Лайн закончил в 1997 году, когда добродетельные католики уже не могли вмешиваться в работу кинокомпаний. Прокату фильма помешала самоцензура дистрибьюторов. Пока шли съемки, Конгресс США принял Акт о детской порнографии, запретивший сексуальные сцены с участием детей. Тогда же СМИ сообщили об убийстве педофилом шестилетней девочки. Преступление осталось нераскрытым и вызвало резонанс. На этом фоне дистрибьюторы отказались покупать права на картину. В Америке «Лолиту» показывали на одном из кабельных каналов, потом — в отдельных кинотеатрах, где фильму не удалось собрать кассу. При бюджете $62 миллиона студия заработала чуть больше одного.

Геям и лесбиянкам не понравилось

Претензии на букву «ж». Как и за что в России запрещают кино
Фото: kinopoisk.ru, Игорь Черепанов для 66.RU

Триллер Сruising (1980, в русском варианте — «Разыскивающий»), где полицейский Аль Пачино под видом гомосексуала охотится за серийным убийцей, вызвал недовольство посетителей гей-клубов. Они опасались, что фильм спровоцирует гомофобию, и еще до съемок предлагали режиссеру Уильяму Фридкину изменить сценарий. После его отказа начались протесты. Представители «Национального экспедиционного корпуса геев» требовали, чтобы муниципалитеты не разрешали снимать фильм, перекрывали дороги, мешали съемочной группе работать и нападали на ее участников. По словам Фридкина, это была банда неуправляемых фанатиков, угрожавших со всеми расправиться.

Под давлением обстоятельств Фридкин сократил хронометраж картины на 40 минут и предварил действие оговоркой, что речь идет только о части гей-сообщества. В урезанном виде фильм не понравился ни зрителям, ни критикам.

Почти такая же история случилась с Полом Верховеном, снимавшим триллер «Основной инстинкт» (1992). ЛГБТ-сообщество не устраивало, что один из персонажей фильма — лесбиянка-убийца, в преступлениях подозревают женщину-бисексуалку и все жертвы — мужчины. Фильм заранее назвали гомофобным, лесбиофобным и женоненавистническим. Представители группы «Голубая нация» предлагали режиссеру переписать сценарий. В частности, сделать женщиной детектива, которого играл Майкл Дуглас. Сценарист с ними почти согласился, но Верховен стоял на своем. Попытками сорвать работу над фильмом гомосексуалы ничего не добились. Единственным компромиссом со стороны режиссера стали съемки эротических сцен в разных ракурсах, чтобы при необходимости быстро перемонтировать и смягчить рейтинг фильма.

Кардинал Роджер Махоуни, глава католической церкви в Лос-Анджелесе, заявил после просмотра, что «Основной инстинкт» угрожает традиционным американским ценностям и нравственности.

Этим все и ограничилось.

При бюджете $49 млн фильм заработал по миру больше $350 млн.

Церковь вступилась за Христа

Претензии на букву «ж». Как и за что в России запрещают кино
Фото: kinopoisk.ru, Игорь Черепанов для 66.RU

Возможность снять снять «Последнее искушение Христа» Мартин Скорсезе ждал 10 лет. Ни одна из голливудских студий не хотела финансировать эту картину, опасаясь гнева религиозных экстремистов.

Первую попытку в 1983 году предприняла компания Paramount Pictures. Как только ее руководство объявило о съемках, члены организаций «Нравственное большинство» и «Сестры-евангелистки» организовали протест. К головному офису компании ежедневно в течение месяца приходили 500 человек с плакатами и требовали отказаться от проекта, который считали богохульным. Недовольство подогревали слухи, что Иисуса Христа хотят сделать гомосексуалом и участником оргий.

Paramount Pictures пришлось закрыть проект.

Четыре года спустя, когда Скорсезе уже снимал фильм на студии Universal Pictures, чинить препятствия начала «Американская семейная ассоциация». Ее сотрудники разослали 2,5 миллиона экземпляров сценария 170 тысячам священников, чтобы те рассказали обо всем пастве. Другие религиозные организации требовали фильм уничтожить. Когда съемки завершились, лидер организации «Крестовый поход в защиту Христа» предложил компенсировать студии затраты на производство картины, если ему отдадут все копии.

Накануне премьеры католическая церковь США присоединилась к протестующим — священники уведомили 53 миллиона католиков, что фильм Скорсезе разрушает христианские ценности.

Одновременно три сети кинопроката, включавшие 150, 1339 и 2000 кинотеатров, отказались показывать картину. В каждом из девяти городов, где начался премьерный прокат, христианские фундаменталисты раздавали зрителям религиозные брошюры. В Лос-Анджелесе вандалы резали обивку сидений в кинозалах и краской из баллончиков писали угрозу руководству компании Universal Pictures.

В России показ «Последнего искушения Христа» на НТВ в 1997 году дважды переносили под нажимом православной церкви.

Закончилось все мирно. В 2016 году Скорсезе встретился с папой римским Франциском и показал ему свой фильм «Молчание».

Бертолуччи ответил за порнографию

Претензии на букву «ж». Как и за что в России запрещают кино
Фото: kinopoisk.ru, Игорь Черепанов для 66.RU

Больше всех не повезло итальянцу Бернардо Бертолуччи. После фильма «Конформист», принесшего ему мировую славу, режиссер снял драму «Последнее танго в Париже». Актеры, читавшие сценарий, один за другим отказывались от главной роли. «Жан-Поль Бельмондо вообще подумал, что я снимаю порно, — говорил Бертолуччи. — Хорошо, что я вспомнил о Марлоне Брандо. Ему было 48 или 49 — чертовски привлекательный мужчина. Разделся без проблем». Женская роль досталась 19-летней Марии Шнайдер.

Порнографическим фильм посчитал не только Бельмондо. В Италии на Бертолуччи завели уголовное дело, приговорили к четырем месяцам тюрьмы (условно) и на пять лет лишили гражданских прав, включая избирательное. Суд запретил прокат фильма в кинотеатрах и велел уничтожить все копии, какие были в стране (негатив контрабандой вывезли за границу). Это не помешало «Последнему танго в Париже» получить премию «Давид ди Донателло» (Марии Шнайдер) и премию Национального общества кинокритиков США (Марлону Брандо). В 1974 году картину номинировали на «Оскар» и «Золотой глобус».

Что еще почитать о кинобизнесе в России

* международное движение ЛГБТ признано в России экстремистской организацией