Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как наладить работу общественного транспорта в Екатеринбурге. План чиновников и мнения перевозчиков

12 февраля 2024, 10:00
Как наладить работу общественного транспорта в Екатеринбурге. План чиновников и мнения перевозчиков
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Администрация Екатеринбурга вступила в диалог с частными перевозчиками, чтобы решить, как наладить эффективную работу системы общественного транспорта. Свой план действий у мэрии, управляющей муниципальным «Гортрансом», есть. Обслуживающие более половины городских маршрутов частники предлагают скорректировать его в свою пользу. Мнения сторон – в материале 66.RU.

Чтобы наладить работу общественного транспорта, мэр Алексей Орлов в конце 2023 года перераспределил полномочия чиновников. Теперь вместо вице-мэра Алексея Бубнова сферу контролирует другой заместитель — Рустам Галямов, куратор строительной отрасли.

В середине января частные перевозчики встретились с ним и обсудили существующие проблемы. Главные жалобы: низкая стоимость контрактов, нехватка водителей и кондукторов, высокая стоимость лизинга. Решение пока не нашли. План конкретных действий планируют подготовить к следующей встрече. Она должна состояться в феврале.

Сейчас для развития системы общественного транспорта администрация активно обновляет подвижной состав собственного «Гортранса». По нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в последние три года купили 117 автобусов. Еще 95 машин приедут в 2024 году. Приобрели 50 новых троллейбусов, в планах покупка 80 трамвайных вагонов. На обновление подвижного состава власти города с 2024 по 2026 год потратят 577 млн рублей.

Как наладить работу общественного транспорта в Екатеринбурге. План чиновников и мнения перевозчиков
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Новые автобусы часто не могут выйти на маршруты. Не хватает водителей. Одна из причин — низкие заработные платы. В начале года мэрия проиндексировала оклады сотрудников «Гортранса». По словам заместителя главы Екатеринбурга Андрея Корюкова, сейчас водители получают больше 60 тыс. рублей в месяц.

Но дефицит сотрудников продолжает расти. В начале октября руководство предприятия заявляло о нехватке 400 водителей автобусов. За три месяца, к декабрю, компания нашла только 26 специалистов. В январе «Гортранс» потерял треть от числа набранных сотрудников — 8 водителей. Теперь на предприятии открыто 382 вакансии.

Чтобы привлечь в «Гортранс» работников, мэрия договорилась с застройщиками о помощи в получении льготной ипотеки. Пока что эта мера поддержки работает точечно. Одобрение от банка получили два человека. Уволившимся водителям разослали приглашения на работу с предложением ипотеки. После этого на предприятие вернулись четыре работника.

«Гортранс» обслуживает 47% автобусных маршрутов, трамвайную и троллейбусную сети. Муниципальное предприятие — самая убыточная компания в активах мэрии по итогам 2022 года. Финансовые результаты 2023 года еще неизвестны. Мэрии регулярно приходится тратить дополнительные деньги на погашение долгов «Гортранса», а не на выплаты сотрудникам. В преддверии 2024 года администрация выплатила более 300 млн рублей из бюджета, чтобы работа транспортного предприятия продолжилась.

Как наладить работу общественного транспорта в Екатеринбурге. План чиновников и мнения перевозчиков
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Финансирование «Гортранса» предприятия растет. В 2023 году мэрия заключила контракт на оплату автобусных перевозок на сумму 616 тыс. рублей, в 2024 году «Гортранс» получит за перевозки 763,7 тыс. рублей. Стоимость общего контракта с «Гортрансом», куда входят также перевозки на троллейбусе и трамваях, в 2024 году оценивается в 1,1 млрд рублей.

Чтобы перевозчик мог работать эффективнее, мэрия перешла на трехгодичные контракты. Так, «Гортранс» по контракту на автобусные перевозки за три года — 2024, 2025 и 2026 — получит 2,3 млрд рублей.

«Трехлетний контракт позволяет перевозчику планировать работу на достаточно длительный срок, просчитывать прибыли, прогнозировать риски и, что самое главное, планировать развитие: обновлять автопарк, расширять штат и в целом повышать качество обслуживания», — рассказывали в пресс-службе мэрии в ноябре.

За два года расходы администрации на общественный транспорт выросли с 8,64 млрд рублей до 14,39 млрд рублей. Основной источник финансирования — 11,1 млрд рублей — бюджет Екатеринбурга.

Что предлагают частные перевозчики

В 2024 году частные перевозчики обслуживают в Екатеринбурге 53% автобусных маршрутов. Их между собой поделили семь компаний: «Декар-Бас», «Пегас», «Форт-Транс», «Авто-Ном», «Авто Гамма» , «Уралтрансгрупп», «УралТрейд». По словам руководителя одной из организаций, пожелавшего сохранить анонимность, ключевая их проблема — недостаток финансирования.

Контракты с транспортными компаниями заключаются из расчета стоимости за один километр поездки. Коммерческие компании обслуживают маршруты на автобусах среднего класса (ПАЗ, «Богданы»), а «Гортранс» — на больших автобусах (НЕФАЗ, МАЗ).

По контрактам 2023 года перевозчики получали по 3,5 рубля за километр. В 2024 году мэрия повысила стоимость до 4,4 рубля. При этом, по расчетам, справедливая цена километра на автобусах среднего класса составляет 102 рубля. В эту сумму включены все расходы, которые несет предприятие: зарплата водителя, содержание машины, ее ремонт. По словам директора компании-перевозчика, если город хочет обеспечить «стопроцентный выход машин на маршруты», необходимо закладывать в контракты именно такую стоимость. На встрече с вице-мэром Рустамом Галямовым перевозчики настаивали, чтобы администрация перезаключила контракты.

Компания «Декар-Бас» в этом году будет обслуживать пять автобусных маршрутов — № 45, 054, 63, 79, 86. При полной загрузке машины проедут почти 11 млн км за год. Себестоимость поездок составит 1,15 млрд рублей. Но по контракту «Декар-Бас» получит только 35,9 млн рублей. В мэрии объяснили, что такие тарифы устанавливают исходя из возможностей бюджета.

«Стоимость контрактов на организацию перевозки пассажиров для коммерческих перевозчиков формировалась исходя из объемов бюджетного финансирования на эти цели», — рассказали корреспонденту 66.RU в пресс-службе администрации.

Директор «Уралтрансгрупп» Александр Мохов отметил, что перевозчики вынуждены соглашаться на эти условия, потому что альтернатив нет. Глава предприятия отказался рассказать, какую долю в доходах занимают контракты с мэрией. Перевозчики зарабатывают не только за счет них.

В мэрии рассказали, что все полученные от пассажиров наличные компании забирают себе. От безналичной оплаты предприятия получают 26 из 33 рублей, объяснил перевозчик, пожелавший сохранить анонимность. По его словам, если бы безналичную оплату перевозчики получали полностью, то можно было бы даже не повышать стоимость проезда. По данным «Контур.Фокус», три компании, с которыми заключили контракты в этом году («Форт-Транс», «Уралтрейд» и «Уралтрансгрупп»), работают в плюс. Остальные работают в убыток.

Обновление подвижного состава частных компаний осложняет подорожавший лизинг. В этом году его стоимость выросла с 17% до 25%, что затрудняет покупку новых автобусов. Частные перевозчики покупают автобусы за свой счет. На закупку новых автобусов выделяют деньги из федерального бюджета, но в Екатеринбурге эти машины получает только «Гортранс».

В 2023 году Свердловская область получила полтора миллиарда рублей на покупку 330 автобусов для муниципальных и междугородних поездок. Частные предприятия, которые обслуживают загородные маршруты, получили казначейский кредит на 15 лет под 3%. Эти деньги покрыли 70% стоимости автобусов, и предприятия смогли купить 156 машин. Собеседник 66.RU считает, что если бы город или область предоставили такие же кредиты городским перевозчикам, то они бы смогли обновить парк. Стоимость одного автобуса «ПАЗ» — около 7 млн рублей. По словам руководителя компании, своими силами они могли бы вложить в покупку два из них.

Что думают урбанисты

Общественный деятель и урбанист Алексей Кофман согласен с тем, что ключевая проблема городского транспорта в Екатеринбурге — нехватка финансирования. Деньги на транспортную систему, по его словам, дают по остаточному принципу.

«Из бюджета выделяют столько денег, сколько не жалко, реальные расходы и объем необходимых инвестиций не считают», — сказал он.

Чтобы улучшить работу общественного транспорта, необходимо не только тратить больше денег, но и разрабатывать удобные прямые маршруты, считает Кофман. Маршруты, по которым ходит муниципальный транспорт, петляют. Автобусы частных перевозчиков обслуживают более прямые маршруты. А должно быть наоборот, говорит урбанист. «Гортрансу» сложно конкурировать с частниками по удобству маршрутов.

Кроме этого, по мнению урбаниста, в городе почти не выделяют полосы для общественного транспорта. Автобусы и троллейбусы стоят в пробках.

«Чтобы улучшить ситуацию, руководство города должно проявить политическую волю и призвать на помощь профессионалов, возможно, их стоит поискать в других городах», — подытожил Кофман.