Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Депутаты и полицейские больше часа уговаривали сервисы кикшеринга ужесточить правила проката. Не вышло

Депутаты и полицейские больше часа уговаривали сервисы кикшеринга ужесточить правила проката. Не вышло
Фото: Антон Буценко, архив 66.RU
Сотрудники правоохранительных органов и депутаты думы Екатеринбурга встретились с представителями кикшеринговых компаний, чтобы обсудить, как сделать прокатные самокаты более безопасными как для их пользователей, так и для пешеходов. Прозвучали предложения об ограничении скорости движения самокатов по всему городу, а не только в его центре, о запрете парковки возле школ и расклейке номеров телефонов, куда можно обратиться с жалобой на действия пользователей кикшеринга. Прокатные сервисы восприняли их без энтузиазма. Чем закончилась часовая беседа — в репортаже 66.RU.

Заседание рабочей группы по вопросу «организации передвижения на средствах индивидуальной мобильности (СИМ: электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса)» должно было начаться в 13:00, но стартует чуть позже.

Главе рабочей группы Игорю Володину приходится объяснять собравшимся, почему заседание затягивается — депутаты опаздывают с только что закончившегося заседания гордумы.

После повторения данных из статистики о дорожно-транспортных происшествиях новый глава Госавтоинспекции Роман Ярыш предлагает сервисам кикшеринга ограничить поездки на электросамокатах рядом со школами.

— У нас оказание услуг идет с 18 лет? — обращается он к присутствующим представителям кикшеринговых компаний Whoosh и «Яндекс».

— Да, — коротко отвечают Ярышу.

— Теперь смотрите. Несовершеннолетние, как правило, пользуются аккаунтами родителей или старших товарищей. Обсудите вопрос ограничения движения вокруг школ. Дети выходят из дома, садятся на самокаты, используя аккаунты родителей, и едут в школы на элетросамокатах. И так же обратно, — объясняет он.

После этого обсуждение переходит к теме блокировки аккаунтов нарушителей.

«Если мы выявляем нарушение правил дорожного движения (ПДД), куда звонить? Мы недавно проводили рейд. Впереди стоит мальчик, девочка — сзади. Мы им говорим, что они нарушают ПДД. Девочка спрашивает: «А что мы нарушаем?» И мальчик такой же. Они даже не понимают, что нарушают», — озвучивает пример Ярыш и предлагает снизить скорость хотя бы до 13 км в час.

«В этом году я сам взял самокат и проехал по части улицы Вайнера. Если взять маленького ребенка и на него наехать, травмы будут серьезные», – добавляет врио замначальника городского отдела ГИБДД Антон Попов.

Руководитель операций по России компании «Яндекс» Екатерина Зацепилина отвечает, что у холдинга есть telegram-бот, куда можно присылать фото и время нарушения: «Обращения полиции для нас достаточно. Как правило, люди звонят в службу поддержки такси. Если информация поступает из службы поддержки, то тогда мы перепроверяем и отрабатываем».

Начальник отдела по взаимодействию с органами власти Whoosh Айрат Шайдуков поддерживает коллегу: «12 апреля будет анонс telegram-бота, куда можно скидывать фото и время нарушения. Это действенный механизм. Устная информация о нарушениях (просто звонок по телефону) не имеет такого эффекта».

В Госавтоинспекции предлагают написать телефоны доверия на самокатах: «У нас есть законопослушные граждане, которым не нравится, когда рядом с ними пролетают самокатчики. Они боятся за свою жизнь и жизнь своего ребенка».

Также среди предложений:

  • показывать профилактические ролики перед киносеансами;
  • крутить ролики о правилах езды на самокатах на «минутках безопасности» в школах;
  • показывать на мультимедийных экранах телефон, по которому можно сообщить о нарушениях;
  • ввести пятишаговую информационную систему в приложении, чтобы пользователям каждый раз перед поездками рассказывали правила езды на самокатах;
  • запретить парковать самокаты в зоне 300 м от школ.

За круглым столом звучит еще одна инициатива — расклеивать телефоны доверия на остановках. Полицейские отметили, что за незаконную расклейку по закону грозят штрафы.

— Да что вы. А что же к кандидатам в президенты никто такой санкции не применял? (речь идет о расклейке агитации на остановках во время мартовских выборов), — задает риторический вопрос депутат Елена Бондаренко.

Представители администрации выступают за ограничение скорости самокатов на центральных улицах до 7–8 км в час во время массовых мероприятий. Сейчас на Ленина, Вайнера, набережной Исети и на Октябрьской площади на кикшеринговом самокате не получится разогнаться больше чем 15 км в час.

«В 2024 году количество медленных зон планируют увеличить. По рекомендациям ГИБДД поднят вопрос об организации медленных зон на Ленина, Малышева, Куйбышева, Декабристов, 8 Марта, Карла Либкнехта и Луначарского. Применяется практика запрета аренды электросамокатов и автоматическое снижение скорости до минимума в центральной части города — это 7–8 километров при проведении массовых мероприятий», — говорит Игорь Володин.

Он считает нужным ограничить скорость движения электросамокатов в местах дорожно-транспортных происшествий. Депутат Елена Бондаренко идет дальше и предлагает снизить скорость самокатов во всем городе.

«Хорошо, в центре у нас 15 км в час. Но в других районах? Я просто боюсь выехать со двора из своей приемной, потому что они несутся 25 км в час. И если врежутся в мою машину, еще и я буду крайняя», — высказывается она.

В ответ представители кикшеринговых сервисов заявляют, что СИМ — это прежде всего транспортное средство.

«Нет необходимости «закатывать» весь город в скорость 10–15 км в час. Это нерабочая схема, она рушит всю транспортную схему электросамокатов. К этому вопросу нужно подходить предметно, смотреть каждую зону отдельно», — рассказывает представитель Whoosh.

Заместитель начальника ГИБДД Антон Попов в этом вопросе неожиданно встает на сторону компаний по прокату СИМ. Он объясняет, что если вводить запреты повсеместно, то люди купят личные электросамокаты, скорость которых ограничивать будет сложнее.

После этого Айрат Шайдуков обращает внимание всех собравшихся, что на заседании рабочей группы обсуждаются меры, которые можно применить только к 30% самокатов, которые контролируют кикшеринговые компании. При этом 70% самокатов — частные и их сложно контролировать.

«Они разгоняются и до 60 км в час. Думайте, как распространять ограничения и на частные самокаты», — заканчивает он речь.

Часовая беседа ни к чему не привела. Стороны вновь соберутся через две недели.

  • Новый сезон кикшеринга начался в Екатеринбурге в конце марта. Всего в этом году четыре сервиса по прокату электросамокатов планируют выставить на улицы города 13 130 устройств. В ГИБДД зафиксировали три аварии с участием электросамокатов с начала сезона. В них пострадали дети.
  • В некоторых других городах ужесточили условия использования электросамоктов. Например, ограничили возможность оставлять их в центральной части мегаполисов.